Натюрморт и интерьер как особые жанры живописи существуют
очень давно. Многие виднейшие художники разных времен наряду с
тематическими произведениями создавали и натюрморты и картины,
изображающие интерьеры.
В Голландии в ХУП веке прославились как великолепнейшие ма-
стера натюрморта художники Ян Давидс де Хем и Виллем Кальф,
вс Фландрии большие полотна с изображением всевозможной дичи
и снеди создавал Франс Снейдерс.
К числу лучших образцов этого жанра относятся натюрморты фран-
цузского художника ХУШ века Шардена. Позднее, в ХПХ веке, во
Франции нередко обращались к натюрморту Э. Мане, Гоген, Сезанн,
Матисс и другие художники.
Изображение интерьера особенное развитие получило в ХУ1--
ХУП веках в Голландии в творчестве Эммануэля де Витте, Яна Вер-
меера Дельфтского, Питера де Хооха и других.
Много внимания натюрморту и интерьеру уделяли русские худож-
ники. Известны этюды, написанные Александром Ивановым. В 40-х го-
дах Х[Х века большое распространение получили натюрморт, а также
живопись интерьера в картинах учеников А. Г. Венецианова, которого
называли «отцом русского жанра». Среди его последователей наиболее
известны художники Г. В. Сорока, К. А. Зеленцов и другие. Цветы
и фрукты писал И. Т. Хруцкий. Он не был учеником Венецианова, но
по тонкой передаче «вещественности» предметов был очень близок
к его школе. В начале ХХ века к натюрморту часто обращается в своем
творчестве К. А. Коровин. Большую роль играет интерьер в живописи
И. Е. Репина, В. И. Сурикова, А. Е. Архипова.
Среди произведений советских художников известны натюрмор-
ты И. И. Машкова, А. В. Куприна, М. С. Сарьяна, П. П. Кончаловского
и других мастеров. Интерьеру отводится важное место в произведе-
ниях различного жанра — и в исторических и в бытовых картинах.
Много интерьеров писали П. И. Петровичев, Б. М. Кустодиев, И. А. Со-
колов и другие мастера.
Приступая к занятиям по живониси натюрморта, постараемся
путем сравнения установить некоторые закономерности, объединя-
ющие произведения этого жанра, чтобы воспользоваться ими в нашей
работе.
В настоящем — втором выпуске «Школы изобразительного искус-
ства» воспроизводится ряд натюрмортов, выполненных маслом и ак-
варелью. Эти произведения различаются по содержанию и технике
исполнения: подбором вещей (сюжетом), композицией, колоритом.
Каждый художник по-своему, в соответствии с духом своего времени,
раскрывает представление о красоте мира.
Голландский художник Кальф в натюрморте «Кубок из перламут-
ровой раковины и фрукты» (рис. 38), подбирая предметы, имел в виду
определенный сюжет: сочетание и сопоставление красивых, изыскан-
ных вещей, изящных по форме и материалу; это бокалы, нарядные дра-
пировки. Одновременно Кальфа увлекает задача передать разнообразие
материалов. Он берет стекло и фаянс, ковровую скатерть, перламутр,
фрукты — все это размещено на мраморном столе. Чтобы выявить ма-
териальные свойства предметов, используется прием контрастов: бле-
стящая фаянсовая тарелка лежит на ковровой, рыхлой по своей фактуре,
скатерти, что оттеняет жесткость одного материала и мягкость другого;
один бокал венецианского стекла стоит на мраморной подставке, дру-
гие, попадая на темный фон стены, сливаются с ней, что подчеркивает
хрупкость и прозрачность стеклянной посуды.
Натюрморт поставлен под боковой свет, падающий на предметы
переднего плана — на блюдо с лежащими на нем персиками. Тем са-
мым рельефно выражена их форма по контрасту к фону, погруженному
в тень, лишенному каких-либо деталей.
Старый голландский фаянс тарелки имеет голубоватый тон. На
нем живописно выделяются золотистого цвета шероховатые персики.
Рядом — лимон со срезанной корочкой, влажный, сочный, с просве-
чивающимися зернами. Скатерть красно-коричневого тона созвучна по
цвету вишневому тону бокала. И среди них — сверкающая переливами
перламутра раковина.
Не вдаваясь в более глубокий анализ композиционного построе-
ния натюрморта, обратим лишь внимание на особую стройность всей
композиции: с каким искусством художник расставил бокалы от низ-
кого в левой части до более высоких в правой; в картине нет ниче-
го случайного — все подчинено определенному художественному за-
мыслу. В то же время постановка убеждает нас своей естествен-
ностью, близостью к человеку и кажется подсмотренной художником
в жизни.
А вот натюрморт, принадлежащий кисти Шардена (рис. 21). Он
выполнен также в традициях большого искусства — искусства, став-
шего достоянием мировой культуры. Подробно этот натюрморт анали-
зируется в разделе «Живопись маслом» (Натюрморт). Мы же обратим
внимание лишь на одну сторону дела: на то, что художник умеет най-
ти красоту в обыденных предметах.
Почему же эти простые вещи, с которыми мы встречаемся повсе-
дневно и мимо которых нередко равнодушно проходим, способны при-
влекать к себе и пленять собою в картине художника-мастера? Потому,
очевидно, что художник, изображая предметы, не просто их повторяет
в случайном сочетании, а показывает нам свое отношение к ним,
выделяя их основные качества, рассказывая об их назначении, цен-
ности, красоте. Взаимно сопоставляя предметы, композиционно их
группируя, используя свет, художник создает стройную гармонию кра-
сок. При этом он стремится наиболее полно раскрыть присущие пред-
метам свойства (форму, материал, цвет) и свои впечатления передать
зрителю.
Вот почему совершенно не обязательно искать для натюрморта
какие-то необычные предметы, редкие или антикварные. Наоборот,
чем проще, строже по своей форме предмет, чем больше он побывал
в употреблении, тем большую ценность может представлять он для
натюрморта. Время накладывает на предметы патину*, обогащает их
какими-то дополнительными оттенками цвета — одним словом, делает
их, если можно так сказать, ближе к нам. В этом, очевидно, и кроется
для живописца очарование слегка выцветших тканей, побывавших в
употреблении вещей.
Предметы быта, одновременно с окраской, интересны и по форме.
Каждый из них является в той или иной мере свидетелем уровня ма-
териальной культуры. Их формы не случайны, а отработаны в течение
веков руками многих поколений мастеровых: гончаров, жестянщиков,
столяров. Эти сложившиеся формы, как правило, в наибольшей мере
соответствуют своему назначению, свойствам материала, способам из-
готовления. Вот почему простой глиняный кувшин нередко своими про-
порциями и очертаниями отвечает самому взыскательному вкусу.
Натюрморт Шардена производит впечатление естественной про-
стоты и гармонии. Мы читаем композиционный замысел, которым
художник руководствовался, группируя предметы, и в то же время
не обнаруживаем никакого намека на нарочитость и искусствен-
ность. В этом и заключается мастерство композиции: добиваться вы-
разительности, не изменяя правде, решать поставленную задачу прос-
то и ясно.
Простотой и вместе с тем удивительно точным решением пора-
жает этюд М. А. Врубеля «Роза», выполненный акварелью (рис. 43).
Здесь выразительность достигнута лаконичными средствами, видна ру-
ка опытного мастера, свободно владеющего материалом. Покоряют
нежность и трепетность цветка, воздушность среды, верность ударов
кисти. Просвечивающий сквозь прозрачные слои краски рисунок италь-
янским карандашом свидетельствует о любви к отточенной, четкой и
выразительной форме. Светлый бледно-розовый силуэт цветка выпол-
нен легко перекрывающими друг друга прозрачными тонами — от блед-
но-розового до более яркого в рефлексах.
Можно проследить последовательность в нанесении художником
одного тона на другой. Вначале Врубель покрыл всю розу холодным
бледно-розовым. Поверх этого светлого следуют другие по силе пла-
ны. Завершают их наиболее чистые и насыщенные розовые. Общий
светлый, несколько уплощенный силуэт розы на фоне гармонирующих
с ней серебристо-серых и сдержанных по цвету зеленых листьев делает
этюд прозрачным, акварельно легким, полным света и воздуха.
В пределах нашего курса мы не имеем возможности останавли-
ваться на более обстоятельном анализе композиционных решений на-
тюрмортов. Мы сочли уместным дать лишь краткий разбор, имея целью
сделать ряд выводов, полезных в практической работе начинающих
художников. Совершенно очевидно, как важно вдумчиво подходить к
делу, развивать в себе наблюдательность и вкус художника, рассматри-
вать любое свое начинание как серьезный, осмысленный труд.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт