Найти в Дзене
Грани преодоления

Живопись акварелью. Натюрморт. Интерьер (начало).

Натюрморт и интерьер как особые жанры живописи существуют

очень давно. Многие виднейшие художники разных времен наряду с

тематическими произведениями создавали и натюрморты и картины,

изображающие интерьеры.

В Голландии в ХУП веке прославились как великолепнейшие ма-

стера натюрморта художники Ян Давидс де Хем и Виллем Кальф,

вс Фландрии большие полотна с изображением всевозможной дичи

и снеди создавал Франс Снейдерс.

К числу лучших образцов этого жанра относятся натюрморты фран-

цузского художника ХУШ века Шардена. Позднее, в ХПХ веке, во

Франции нередко обращались к натюрморту Э. Мане, Гоген, Сезанн,

Матисс и другие художники.

Изображение интерьера особенное развитие получило в ХУ1--

ХУП веках в Голландии в творчестве Эммануэля де Витте, Яна Вер-

меера Дельфтского, Питера де Хооха и других.

Много внимания натюрморту и интерьеру уделяли русские худож-

ники. Известны этюды, написанные Александром Ивановым. В 40-х го-

дах Х[Х века большое распространение получили натюрморт, а также

живопись интерьера в картинах учеников А. Г. Венецианова, которого

называли «отцом русского жанра». Среди его последователей наиболее

известны художники Г. В. Сорока, К. А. Зеленцов и другие. Цветы

и фрукты писал И. Т. Хруцкий. Он не был учеником Венецианова, но

по тонкой передаче «вещественности» предметов был очень близок

к его школе. В начале ХХ века к натюрморту часто обращается в своем

творчестве К. А. Коровин. Большую роль играет интерьер в живописи

И. Е. Репина, В. И. Сурикова, А. Е. Архипова.

Среди произведений советских художников известны натюрмор-

ты И. И. Машкова, А. В. Куприна, М. С. Сарьяна, П. П. Кончаловского

и других мастеров. Интерьеру отводится важное место в произведе-

ниях различного жанра — и в исторических и в бытовых картинах.

Много интерьеров писали П. И. Петровичев, Б. М. Кустодиев, И. А. Со-

колов и другие мастера.

Приступая к занятиям по живониси натюрморта, постараемся

путем сравнения установить некоторые закономерности, объединя-

ющие произведения этого жанра, чтобы воспользоваться ими в нашей

работе.

В настоящем — втором выпуске «Школы изобразительного искус-

ства» воспроизводится ряд натюрмортов, выполненных маслом и ак-

варелью. Эти произведения различаются по содержанию и технике

исполнения: подбором вещей (сюжетом), композицией, колоритом.

Каждый художник по-своему, в соответствии с духом своего времени,

раскрывает представление о красоте мира.

Голландский художник Кальф в натюрморте «Кубок из перламут-

ровой раковины и фрукты» (рис. 38), подбирая предметы, имел в виду

определенный сюжет: сочетание и сопоставление красивых, изыскан-

ных вещей, изящных по форме и материалу; это бокалы, нарядные дра-

пировки. Одновременно Кальфа увлекает задача передать разнообразие

материалов. Он берет стекло и фаянс, ковровую скатерть, перламутр,

фрукты — все это размещено на мраморном столе. Чтобы выявить ма-

териальные свойства предметов, используется прием контрастов: бле-

стящая фаянсовая тарелка лежит на ковровой, рыхлой по своей фактуре,

скатерти, что оттеняет жесткость одного материала и мягкость другого;

один бокал венецианского стекла стоит на мраморной подставке, дру-

гие, попадая на темный фон стены, сливаются с ней, что подчеркивает

хрупкость и прозрачность стеклянной посуды.

Натюрморт поставлен под боковой свет, падающий на предметы

переднего плана — на блюдо с лежащими на нем персиками. Тем са-

мым рельефно выражена их форма по контрасту к фону, погруженному

в тень, лишенному каких-либо деталей.

Старый голландский фаянс тарелки имеет голубоватый тон. На

нем живописно выделяются золотистого цвета шероховатые персики.

Рядом — лимон со срезанной корочкой, влажный, сочный, с просве-

чивающимися зернами. Скатерть красно-коричневого тона созвучна по

цвету вишневому тону бокала. И среди них — сверкающая переливами

перламутра раковина.

Не вдаваясь в более глубокий анализ композиционного построе-

ния натюрморта, обратим лишь внимание на особую стройность всей

композиции: с каким искусством художник расставил бокалы от низ-

кого в левой части до более высоких в правой; в картине нет ниче-

го случайного — все подчинено определенному художественному за-

мыслу. В то же время постановка убеждает нас своей естествен-

ностью, близостью к человеку и кажется подсмотренной художником

в жизни.

-2

А вот натюрморт, принадлежащий кисти Шардена (рис. 21). Он

выполнен также в традициях большого искусства — искусства, став-

шего достоянием мировой культуры. Подробно этот натюрморт анали-

зируется в разделе «Живопись маслом» (Натюрморт). Мы же обратим

внимание лишь на одну сторону дела: на то, что художник умеет най-

ти красоту в обыденных предметах.

Почему же эти простые вещи, с которыми мы встречаемся повсе-

дневно и мимо которых нередко равнодушно проходим, способны при-

влекать к себе и пленять собою в картине художника-мастера? Потому,

очевидно, что художник, изображая предметы, не просто их повторяет

в случайном сочетании, а показывает нам свое отношение к ним,

выделяя их основные качества, рассказывая об их назначении, цен-

ности, красоте. Взаимно сопоставляя предметы, композиционно их

группируя, используя свет, художник создает стройную гармонию кра-

сок. При этом он стремится наиболее полно раскрыть присущие пред-

метам свойства (форму, материал, цвет) и свои впечатления передать

зрителю.

Вот почему совершенно не обязательно искать для натюрморта

какие-то необычные предметы, редкие или антикварные. Наоборот,

чем проще, строже по своей форме предмет, чем больше он побывал

в употреблении, тем большую ценность может представлять он для

натюрморта. Время накладывает на предметы патину*, обогащает их

какими-то дополнительными оттенками цвета — одним словом, делает

их, если можно так сказать, ближе к нам. В этом, очевидно, и кроется

для живописца очарование слегка выцветших тканей, побывавших в

употреблении вещей.

Предметы быта, одновременно с окраской, интересны и по форме.

Каждый из них является в той или иной мере свидетелем уровня ма-

териальной культуры. Их формы не случайны, а отработаны в течение

веков руками многих поколений мастеровых: гончаров, жестянщиков,

столяров. Эти сложившиеся формы, как правило, в наибольшей мере

соответствуют своему назначению, свойствам материала, способам из-

готовления. Вот почему простой глиняный кувшин нередко своими про-

порциями и очертаниями отвечает самому взыскательному вкусу.

Натюрморт Шардена производит впечатление естественной про-

стоты и гармонии. Мы читаем композиционный замысел, которым

художник руководствовался, группируя предметы, и в то же время

не обнаруживаем никакого намека на нарочитость и искусствен-

ность. В этом и заключается мастерство композиции: добиваться вы-

разительности, не изменяя правде, решать поставленную задачу прос-

то и ясно.

Простотой и вместе с тем удивительно точным решением пора-

жает этюд М. А. Врубеля «Роза», выполненный акварелью (рис. 43).

-3

Здесь выразительность достигнута лаконичными средствами, видна ру-

ка опытного мастера, свободно владеющего материалом. Покоряют

нежность и трепетность цветка, воздушность среды, верность ударов

кисти. Просвечивающий сквозь прозрачные слои краски рисунок италь-

янским карандашом свидетельствует о любви к отточенной, четкой и

выразительной форме. Светлый бледно-розовый силуэт цветка выпол-

нен легко перекрывающими друг друга прозрачными тонами — от блед-

но-розового до более яркого в рефлексах.

Можно проследить последовательность в нанесении художником

одного тона на другой. Вначале Врубель покрыл всю розу холодным

бледно-розовым. Поверх этого светлого следуют другие по силе пла-

ны. Завершают их наиболее чистые и насыщенные розовые. Общий

светлый, несколько уплощенный силуэт розы на фоне гармонирующих

с ней серебристо-серых и сдержанных по цвету зеленых листьев делает

этюд прозрачным, акварельно легким, полным света и воздуха.

В пределах нашего курса мы не имеем возможности останавли-

ваться на более обстоятельном анализе композиционных решений на-

тюрмортов. Мы сочли уместным дать лишь краткий разбор, имея целью

сделать ряд выводов, полезных в практической работе начинающих

художников. Совершенно очевидно, как важно вдумчиво подходить к

делу, развивать в себе наблюдательность и вкус художника, рассматри-

вать любое свое начинание как серьезный, осмысленный труд.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт