Практически каждый родитель весной, к концу учебного года, сталкивается с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках, у него снижается тяга к учебе, пропадает усидчивость.
Как понять, что ребенок просто устал, а не отлынивает от занятий?
- у ребенка вялый и болезненный вид;
- всё время норовит подольше поспать, прилечь;
- долго одевается, собирается, все его движения заторможенные;
- склонен реагировать раздражением, если его торопят;
- постоянно чувствует себя уставшим;
- ему трудно сосредоточиться на заданиях, удерживать рабочую позу и не отвлекаться;
- пассивен, инициативу самостоятельно не предъявляет и «плетется в хвосте».
Если вы узнали в этом описании сына или дочь, время действовать. Потому что это портрет утомляемого ребёнка с низкой устойчивостью к нагрузкам, как к умственным, так и к эмоциональным. Но это не его вина!
Какие причины утомляемости могут быть?
- Личностные особенности. Одной из причин такого поведения может стать меланхоличный или флегматичный темперамент. Это дети с тонкой душевной организацией, которые быстро переполняются впечатлениями и много сил тратят на переработку эмоциональных переживаний. В связи с этим мозг в условиях перегрузки требует отдыха.
- Темп жизни. Окружающая среда постоянно повышает требования, ребёнок не успевает приспособиться к обстановке, как стандарты снова повышаются. Не все дети выдерживают конкуренцию, особенно, если в семье ребёнка сравнивают с окружающими, задавая эталоны скорости реагирования, темпа и качества работы. А если ещё и за любым промахом следует наказание – развивается страх ошибки.
- Модель поведения. Иногда родители сами транслируют ребёнку модели «медлительного» поведения. И в какой-то момент, когда он попадает в новую среду, и от него резко требуют ускорения. Хотя на самом деле, изменился не он, а ритм среды, в которую он попал.
Научное объяснение усталости
Высокая истощаемость ребёнка может быть следствием особенностей работы мозга из-за недостаточной сформированности определенных мозговых структур. Созревшие до определенной степени структуры головного мозга представляют собой своего рода фундамент, необходимый для полноценного обучения. Этот фундамент включает в себя очень важные компоненты: достаточное обеспечение мозга тонусом, чтобы он мог выполнять необходимые задачи. А также способность произвольно контролировать собственную деятельность, планировать задачи и регулировать процесс их выполнения.
Частой причиной несформированности этих зон мозга является гипоксия (кислородная недостаточность), как внутриутробная, так и хроническая, например, аденоиды. Утомляемость может быть неизменным попутчиком различных, в том числе хронических заболеваний, от простуды до диабета, гипогликемии, анемии, кардиопатологий.
Как правило, к высокой утомляемости или истощаемости ребёнка приводит сочетание личностных черт, внешних факторов и особенностей работы мозга.
Как понять, что ситуация вышла из-под контроля?
Все мы время от времени чувствуем себя утомлёнными и не прочь отдохнуть. Но существует разница между нормальной усталостью и ненормальной. Обратите внимание на частоту и внезапность проявлений утомляемости. Проверьте, обоснована ли утомляемость активным времяпровождением и нагрузкой. Если некогда активный ребенок вдруг стал проявлять апатию, да еще и продолжительную, это повод обратиться к врачу. Например, к нейропсихологу. С помощью специальных заданий он исследует связь зон мозга с работой внимания, памяти, восприятия и подскажет, как можно преодолеть низкую устойчивость к нагрузкам.
Оцените, насколько утомляемость выбивает ребёнка из колеи и мешает ему жить полноценной жизнью, то есть заставляет изменить свое поведение в соответствии с образовавшимися ограничениями.
Как минимизировать усталость?
- Не торопите медлительного ребёнка. Работа с ним требует терпения, спокойствия, сдержанности и последовательности.
- Соблюдайте режим сна и бодрствования. Сделайте питание сбалансированным, не допускайте обезвоживания. Отведите время для прогулок на свежем воздухе.
- Крайне полезны процедуры, направленные на повышение мозговой способности. Например, массаж, контрастный душ, физические нагрузки, лишенные элементов соревнования, бассейн, дыхательные упражнения, техники релаксации.
- Пусть у ребёнка будет личное пространство для работы и отдыха, своя кровать, письменный стол. А также место, где он может побыть один.
- Не делайте работу ребёнка за него. Особенно, когда это касается навыков самообслуживания и опрятности.
- Хвалите ребёнка за каждый маленький шажок в сторону успеха и сравнивайте его, но только с самим собой, напоминайте о его достижениях!
- Будьте готовы разделить с ним любые переживания и оказать поддержку.
- Найдите или создайте подходящую для него мотивацию для обучения. В случае необходимости снижайте нагрузку.
- Учитывайте, что ему требуется больше времени на привыкание в незнакомых условиях.
Главное — завтрак и вода
Школьник обязательно должен завтракать. Это может быть бутерброд, любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт, но обязательно продукты, богатые белками и «длинными углеводами» (практически все крупы, макароны, бобовые). Они повышают возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации к школьным нагрузкам.
К снижению концентрации внимания приводит и малое употребление обычной питьевой воды. Пить нужно столько воды, сколько хочется.
Специально для школы программирования «Алгоритмика» статью подготовила Мария Белова:
Психолог, нейропсихолог детского возраста. Руководитель нейропсихологического центра «Современная академия развития». Образование: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, кафедра нейро- и патопсихологии. Специальность: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. НОУ ДПО «Институт психотерапии и клинической психологии».