Найти в Дзене
Свободный Лекторий

Война, которая поменяла карту Европы. (часть-1)

19 июля 1870 года началась Франко-прусская война. Мы о ней практически ничего не знаем, потому что в нашем сознании её заслонили грандиозные конфликты XX столетия, но для современников тех событий, она стала эпохальной.

После того как Пруссия совместно со своими союзниками разбили Францию, огромным изменениям подверглось очень многое: это и баланс сил в Европе, военное искусство и даже отношение к феномену войны.

И так начнем.

13 июля 1870 года тогда ещё король Пруссии Вильгельм-I отдыхал на водах в Бад-Эмсе (курортный городок на берегу реки Лан) ,как вдруг к нему прибыл Французский посол граф Винсент Бенедетти.

По заданию правительства Наполеона-III, Бенедетти должен был обсудить с королем Вильгельмом обострившийся испанский вопрос. Он потребовал от Вильгельма-I заверений, что Леопольд Гогенцоллерн-Зигмаринген откажется от предложенной ему короны короля Испании, а Пруссия не будет предлагать Испании своих претендентов на престол.

Король Вильгельм мрачно выслушал французского посла, согласился на всё (но только для того, что бы посол уже отстал от него) откланялся и удалился.

Вильгельм-I и французский посол граф Винсент Бенедетти в Бад-Эмсе
Вильгельм-I и французский посол граф Винсент Бенедетти в Бад-Эмсе

После этого в воздухе запахло грядущей войной.

В это же самое время, пока король Вильгельм-I беседовал с французским посланником, канцлер Бисмарк уже ехал из своего имения в Померании в Берлин, что бы сделать войну неизбежной.

Приехав в Берлин он объявляет, что уходит в отставку, в связи с несогласием в политике короля в испанском вопросе и в связи с этим решил устроить прощальный ужин. На прощальном ужине присутствовали начальник Генерального штаба Гельмут фон Мольтке и военный министр Альбрехт фон Роон. Они мило общались и даже высказывали свою недовольство по поводу ухода Бисмарка с поста канцлера, как вдруг в зал вошел секретарь Бисмарка, который сообщил ему, что из Эмса пришла депеша с решением короля Вильгельма.

Бисмарк берет эту депешу, берет карандаш и спрашивает начальника Генштаба и военного министра, если начнется война готова ли Пруссия к ней, на что начальник Генштаба ответил ему "Да", а военный министр Роон дополнил, что солдатам не хватает только мармелада, а в остальном все нормально.

Тогда Бисмарк берет и вычеркивает большую часть текста.

И вот что получилось- «После того, как королевское испанское правительство сообщило императорскому французскому правительству об отказе наследного принца фон Гогенцоллерна от престола, французский посол обратился к его величеству в Эмсе с просьбой разрешить ему телеграфировать в Париж, что его величество обязывается раз и навсегда не давать своего согласия, если Гогенцоллерны снова выставят свою кандидатуру. Тогда его величество отказался принять французского посла и велел адъютанту передать, что более не имеет ничего сообщить ему».

Услышав исправленный текст от Бисмарка фон Роон воскликнул: "Господь и сейчас, и впредь не даст нам бесславно умереть", на что Бисмарк ответил: " Если я в таком виде пошлю этот текст во все газеты, то он произведет впечатление красной тряпки для галльского быка, не только самим содержанием но и способом его распространения" .

После этого разговора Бисмарк направил исправленную Эмскую депешу во все газеты.

16 июля 1870 года в Париже состоялось экстренное заседание Законодательного собрания, на котором премьер-министр Эмиль Оливье просил возмущенных депутатов о военных кредитах и заявлял: «Да, да, с этого дня мои министры и я берём на себя великую ответственность. Мы принимаем её с лёгким сердцем».

На что один из депутатов ему ответил: «Кровь наций польётся из ваших сердец!»

Но все же военные кредиты были выделены.

Э. Детайль, «Наполеон III»
источник:warspot.ru
Э. Детайль, «Наполеон III» источник:warspot.ru

А уже 19 июля 1870 года Франция официально объявляет Пруссии войну.

К королевству Пруссия присоединились и другие княжества Северогерманского союза, а также и южногерманские государства Баден, Вюртемберг и Бавария.

Первые боевые столкновения начались 4 августа 1870 года у Вайсенбурга, городок располагается на границе французского Эльзаса. Там дислоцировалась 2-ая дивизия генерала Абеля Дуэ.

И в этой связи хочется заметить, что все боевые действия именно 1870 года проходили по одному и тому же или схожему сценарию.

Войска северогерманского союза предпринимали поспешные атаки на хорошо укрепленные французские позиции и несли большие потери. В момент боя прусские генералы потягивали артиллерию, подкрепление, которое оказывала артиллерия, свои огнем, а так же обходные маневры резервов и численное большинство немецких войск, заставляло французские войска отступать со своих позиций.

Так же произошло и в битве у Вайсенбурга.

Но 3-я армия кронпринца Фридриха Крала ( отец будущего императора Вильгельма-III) переломила ход сражения и эта битва стала началом её движения в обход правому флангу французов, что шокировало французов и его визави французский генерал Патрис Мак-Магон принял решение отводить свои войска к Вогезам (горный массив на северо-востоке Франции).

Через два дня 6 августа 1870 года 3-ая армия кронпринца Фридриха Карла вновь столкнулись с войсками генерала Мак-Магона в битве при Вёрте.

Пруссаки опять предприняли обходной маневр, но Мак-Магон заметил его и бросил на перерез кавалерийскую дивизию генерала Ксавье Дюэсма. И поначалу немцы испугались действий французов, но потом оправившись от шока и приказали артиллерии вести плотный и учащенный огонь по кавалерии противника. Атака была отбита. Жертвы французских кавалеристов оказалась напрасной. Вскоре часть сил французов попала в окружение, и при Вёрте 9000 солдат сдалось в плен. Войска же Мак-Магона были совершенно разбиты.

Э. Детайль, «Атака 9-го кирасирского полка на Морсбронн»
источник:warspot.ru
Э. Детайль, «Атака 9-го кирасирского полка на Морсбронн» источник:warspot.ru

К 16 августа 1870 года стало очевидно что прусские войска выигрывают и им надо что-то противопоставить. В связи с этим французский Генеральный штаб бросил против прусской группировки основные силы под командованием маршала Франсуа Ашиля Базена в район города Мар-ла-Тур, там же Базен ожидал и IV корпус, который направлялся к нему из Меца.

Сражение же у Мар-ла-Тура началось как всегда со смелой атаки двух прусских дивизий генерала Густава фон Альвенслебена на превосходящие силы французских войск. И в этом сражении пруссаки могли потерпеть серьезное поражение в связи со своими просчетами, но вовремя артиллерия спасла атакующих от неминуемого поражения.

За день тяжелых и кровопролитных боев с обеих сторон было проведено восемь кавалерийских атак, одна из которых завершилась грандиозной битвой при участии 8000 всадников. Но самым известным эпизодом этой битвы стал кавалерийский рейд бригады генерал-майора Адальберта фон Бредова, в котором участвовало 800 всадников. Генерал Бредов очень грамотно подготовить атаку и использовал местность, чтобы скрыть свой удар. Кавалерия пруссаков опрокинула французскую пехоту и артиллерию, углубившись в расположение неприятеля, но потом ей пришлось спешно покинуть тылы французов.

Это было последнее крупное кавалерийское сражение в военной истории Европы.

В этом сражении маршал Базен проявил свой изрядный пессимизм, который не будет его покидать всю войну. Когда противник уже был на грани разгрома и нужно было только приложить немного усилий, он планировал уже отступление. Хоть сражение и завершилось в ничью, но тактическую победу одержали все-таки прусские войска.

Х. Зелль, «Атака Бредова»
источник:warspot.ru
Х. Зелль, «Атака Бредова» источник:warspot.ru

Потерпев тактическое поражение французские войска мечтали взять реванш у зазнавшихся пруссаков и он настал.

18 августа 1870 года наступило решающие сражение во всей войне.

Сражение состоялось у двух деревень Сен-Прива и Гравелот.

После победы 16 августа у Мар-ла-Туре, немецкие войска начали закрывать свой капкан с юга, что не дало Базену возможности для маневра и ему пришлось отступить.

После двух дней отступления ему пришлось дать генеральное сражение при Сен-Прива и Гравелоте, стоя спиной к французской границе и лицом к столице всей Франции городу Парижу.

Пруссакам же ничего не оставалось делать, как сковать силы Базена с фронта и дожидаться результатов обходного маневра. Всё шло по плану, который разработал Мольтке, и только одно остается до сих пор неизвестно, кто укусил принца Августа Вюртембергского, но в 17:00 он отдает приказ гвардии взять штурмом деревню Сен-Прива. Гвардейцы построились в слишком плотные колонны и без всякой огневой подготовки двинулись навстречу французскому огню. Около 8000 солдат были ранены и убиты, большинство из них пали в первые двадцать минут атаки.

Но даже не смотря на столь авантюрную атаку принца Августа, фортуна улыбнулась немцам.

Поначалу же пруссаки не сразу поняли, что они выиграли сражение. Потеряв 12 тысяч солдат, французские войска спешно отступали к крепости Мец. А к 21 августа 1870 года прусские войска и их союзники блокировали все пути к крепости и Базен попал в окружение.

Теперь у французов оставалась только одна надежда- это Шалонская армия под командование Мак-Магона. Она должена была выручить Базена, который был заперт в Меце.

Когда же французский маршал покинул свой лагерь и двинулся в сторону Седана, Мольтке просто не мог поверить в это.

Теперь всё стало слишком просто. 1 сентября армию Мак-Магона прижали к бельгийской границе у крепости Седан.

К. фон Рёхлинг, «Атака прусской гвардии при Сен-Прива»
источник:warspot.ru
К. фон Рёхлинг, «Атака прусской гвардии при Сен-Прива» источник:warspot.ru

Прусские войска окружили противника и начали обстреливать их из семисот орудий. Битва у Седана превратилась в настоящую бойню, в конце дня в войска прибыл император Наполеон. Оказавшись среди своих войск император поднял белый флаг , написав при этом письмо прусскому королю Вильгельму-I : «Не сумев погибнуть среди моих войск, мне не остаётся ничего, кроме как отдать мою шпагу в руки Вашего Величества».
На следующий день 2 сентября 1870 года император Наполеон-III был вынужден направиться в ставку к Вильгельму-I, чтобы обсудить условия капитуляции его войск, но в ставке его первым встретил канцлер Бисмарк. Свидетели этого разговора вспоминали, что Бисмарк активно жестикулировал, а Наполеон III глубже и глубже вжимался в скамейку. Известны последние слова французского императора: «
Да, так и есть, всё действительно кончено».

В. Кампхаузен, «Бисмарк и Наполеон III»
источник:warspot.ru
В. Кампхаузен, «Бисмарк и Наполеон III» источник:warspot.ru

Условия же капитуляции были для Франции жесткими. Французских офицеров отпускали под честное слово, остальных же пленных, а их было около 83 тысяч человек, отправляли в лагеря в Германию.

#Германская империя #Франция