Найти в Дзене
Что такое кино?

О чем на самом деле "Страх и ненависть в Лас-Вегасе"?

Двадцать лет назад Терри Гиллиам отправил своих зрителей в психоделический трип в город греха. Разбираем, как воссоздавался на экране мрачный наркотический опыт Хантера Томпсона: «гонзо-режиссура», широкоугольная оптика, одноглазый оператор и японский Джимми Хендрикс.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998)
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998)

Попытки экранизировать роман Хантера Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» начали предпринимать почти сразу же после выхода книги в начале 1970-х годов. Среди режиссеров, бравшихся за материал, были Мартин Скорсезе и Оливер Стоун.

Ситуация изменилась только в начале 1990-х, когда производством картины занялась компания Rhino Films. В качестве режиссера и автора сценария был выбран Алекс Кокс. Тот обязался снять фильм в кратчайшие сроки и уложиться в довольно умеренный бюджет. Однако Кокса уволили, а на его место пригласили Терри Гиллиама, который прежде уже несколько раз так или иначе пересекался с проектом. Вместе с кинодраматургом Тони Гризони он с нуля написал свой сценарий, причем, поскольку сроки поджимали, текст был подготовлен всего за десять дней.

Съемки фильма переносились несколько раз. Изначально на роль Дюка и Гонзо хотели взять Джека Николсона и Марлона Брандо, но к моменту начала работы над фильмом они стали слишком стары. Позже рассматривались Дэн Эйкройд и Джон Белуши, но Белуши умер до начала съемок. Далее Джон Малкович и Джон Кьюсак были возможными кандидатами на роль Дюка, но Хантер Томсон встретился с Джонни Деппом, он заявил, что никто лучше не подходит на роль лучше, чем Депп.

Повествование авторы, как и в книге, разбили на две примерно равные части. Центром каждого из актов являются наркотические «приключения» в разных отелях. В середине повествования присутствует своего рода антракт — «трип» прерывается попыткой героя Джонни Деппа покинуть Лас-Вегас. Однако побег из Лас-Вегаса оказывается безуспешным, герой возвращается на еще один «круг ада», а у зрителя, словами Гиллиама, «ориентиры теряются жестко и напрочь».

-2

Долгое время все делалось на устных договоренностях, а продюсеры грозили отстранением от проекта и старались сократить бюджет, но его было необходимо наоборот увеличить. В итоге бюджет действительно вырос с семи миллионов долларов до девятнадцати. На съемки было выделено сорок восемь дней, однако на деле группе потребовалось пятьдесят шесть дней.

Ведущие актёры тщательно подготовились к съёмкам. Дель Торо набрал более 18 кг перед съёмками и тщательно изучил жизнь Акосты. Депп же жил с Томпсоном несколько месяцев, изучая его привычки и манеры. Депп даже выменял у Томпсона свой автомобиль на знаменитый красный Шевроле Импала с откидным верхом и проехал на нём через всю Калифорнию. Большая часть костюмов, которые Депп носит в фильме — копии с костюмов, которые Депп одолжил у Томпсона. Томпсон лично побрил голову Деппу.

Одной из первых проблем было место съемок. Калифорния очень сильно изменилась по сравнению с 70-ми и осталась только одна улица на затворках, где и проводились съемки.

Как рассказывает Гиллиам:

«В Вегасе остался всего-то один квартал, который еще чем-то напоминает Вегас семидесятых годов: там остались старые мотели и старые вывески. Это улица Норт-Фремонт, она располагается на задворках Лас-Вегаса».

Большинство отелей и казино, которые подходили для фильма, группу отказывались подпускать даже близко, видимо, понимая, в каком свете жизнь Лас-Вегаса предстанет на экране. Распахнуть свои двери согласились только отели и казино Stardust и The Rivera. Однако и они серьезно ограничивали работу команды по времени, разрешая снимать только в короткий промежуток между двумя ночи и шестью утра.

Большую часть декораций пришлось строить искусственно. Говоря о наиболее сложных эпизодах, Гиллиам выделяет сцены на дорогах и в пустыне: они были особенно дорогостоящими, длительными и физически малоприятными из-за постоянно висевших в воздухе пыли и песка. Причем последнее обстоятельство создавалось намеренно с помощью ветродуев.

Несмотря на стремительную подготовку и стиль «гонзо-режиссуры», картина тщательно продумывалась в деталях. Например, Гиллиам отмечает значение костюмов:

Костюмы стали символизировать все, что происходило в Америке в то время, ни одно политическое и общественное движение не было оставлено без внимания. Мы часами обсуждали политический смысл цветов и текстур.
-3

Один из наиболее впечатляющих визуальных образов фильма — рептилии в гостиничном холле, которые видятся главным героям под воздействием кислоты. Изначально Гиллиам хотел, чтобы они выглядели как в книге. Но такое решение было слишком дорогим и трудоемким. Для съемок было необходимо более двадцати костюмов-голов ящериц, но бюджета хватило только на семь. Поэтому для создания ощущения массовости группе пришлось изворачиваться: на съемочной площадке использовалась система зеркал, а в разных кадрах появлялись одни и те же головы, только в разных костюмах.

Смысл фильма

Фильм принадлежит к тем произведениям, истинное значение которых начинают понимать лишь через какое-то время. Изначально фильм сочли очередной «черной» комедией про наркоманов. Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что у Гиллиама получился шедевр, и что культовый статус фильма обусловлен не только блестящей игрой Деппа и Торо, но и его глубоким смыслом.

Тему наркотиков в фильме можно рассматривать с разных сторон. Первое что можно выделить так ,то что это примета времени, яркая черта 1960-х и начала 1970-х. Второе - это метафора войны. В фильме постоянно напоминают о войне во Вьетнаме: правительство США было так же одурманено величием и ролью сверхдержавы, как Дюк и Гонзо — мескалином, эфиром и всем, что они принимали. И так же, как любая наркотическая эйфория заканчивается тягостным пробуждением, воинственный угар закончился поражением и кризисом. Но самый глубокий уровень темы наркотиков связан с главной идеей фильма, а именно попыткой понять, что стояло за молодежным бунтом 1960-х, за расцветом рока и субкультур.

О 1960-х снято очень много фильмов, но но Гиллиам, как всегда, демонстрирует оригинальное и глубокое понимание проблемы. Ключом к точке зрения режиссера служат финальные размышления Люка о сути субкультуры 1960-х как к стремлении найти кого-то или что-то, что позволит увидеть свет в конце туннеля. Речь идет не только о разочаровании в правительстве, а больше о духовном кризисе.

Поиском идеалов, целей и смысла бытия занимались все контркультурные течения 1960-х. Кто-то предлагал заниматься войной, а не любовью; кто-то уезжал за экзотической мудростью в индийские ашрамы; а кто-то, как герои фильма, пошел по пути расширения сознания с помощью веществ. Но прием наркотиков не был самоцелью, а лишь способом обретения духовной свободы, полного раскрепощения в мире, где вместо икон — портреты кинозвезд.

-4

Сами герои показываются нам то, чем может закончится абсолютная свобода, когда ты можешь делать все что угодно и тебе все дозволено. При этом Гиллиам счастливо избежал примитивной назидательности: если бы в финале одурманенных приятелей арестовали и посадили, философская составляющая фильма свелась бы к нулю. Но тех полицейских, которых они боятся существуют лишь у них в голове, это говорит нам о том, что они никому не нужны, их никто не преследует, все проблемы они создают себе сами.

В начале фильма мы можем испытывать симпатию к Гонзо и Люку, но чем далее мы смотрим фильм, тем более неприятных сцен мы можем видеть. Если сцену с Горничной мы можем рассмотреть как шутку, то сцена с официанткой вызывает недоумение и отвращение, что показывает деградацию Люка и Гонзо.

Это нам говорит о том, что абсолютная свобода приводит к тупику, а не к светлому будущему, как думали в 1960-х неформалы.

Придя в себя после приема адренохрома, Люк непонятно как обзаводится резиновым хвостом рептилии. Это не просто забавная деталь: хвост — знак атавизма, отката назад, погружения в первобытную стихию хаоса. Еще сильнее эту стихию подчеркивает заполнившая номер вода. Иными словами, эксперименты по расширению сознания рано или поздно возвращают человека на уровень доисторического существа.

-5

Гонки же являются метафорой крысиных бегов, которых так критиковали субкультуры в 1960-х. Люк же является символом.

Гиллиам утверждал, что хотел создать кино, неудобное для зрителя как с точки зрения нарратива, так и просто на уровне физиологических ощущений. Двухчасовое погружение в одурманенный разум разочарованного аутсайдера из 1960-х должно было стать незабываемой и нелегкой прогулкой. В общем, фильм Гиллиама оказался куда более бескомпромиссным политическим высказыванием, чем то, что хотел сделать Кокс.

Но число поклонников фильма росло с каждым годом, а критики со временем сменили отзывы на восторженные. «Страх и ненависть» предлагает психоделический стрим чужой и все же узнаваемой жизни. Фрагмент прошлого показан Гиллиамом как видеодневник, как повседневность — ирреальная и убедительная, странная, но обаятельная.