В сталинском СССР укоренилась незыблемая традиция – как только репрессиям подвергался тот или иной видный военный/партийный деятель, всякое упоминание о нем тщательно вычеркивалось из всех источников.
Так, в первых числах июня 41-го исчезла фамилия генерала Штерна, начавшего дело борьбы за народное счастье еще в 1918 году, сразу после окончания гимназии.
Во время Гражданской войны и после победы красных, он командовал воинскими подразделениями в различных округах и республиках – от Украины и Туркестана, до Белоруссии и России.
В отличие от большинства крупных военачальников того времени, Штерн придавал большое значение образованию, пройдя полный курс обучения на двух факультетах академии им. Фрунзе.
Эти знания в значительной степени помогли «товарищу Григоровичу» в испанской командировке, а также в боях на озере Хасан, исполняя обязанности начальника штаба, уже под своим именем.
Через год, уже в чине командарма 2-го ранга, он одержал победу на Халхин-Голе, за что получил звезду Героя, после чего участвовал в финской кампании.
Наконец, в июне 1940 года, генерал-полковник Штерн был назначен командующим Дальневосточным фронтом.
Именно на этой должности, Григорий Михайлович совершил свой главный подвиг, оставшийся почти незамеченным для потомков.
Видя общую неподготовленность частей Красной армии, результаты которой проявлялись во всех столкновениях, он поставил на Политбюро вопрос о призыве на воинскую службу резервистов и полноценном их обучении.
Генерал старательно пытался донести до членов ЦК и, в первую очередь, до товарища Сталина, прописные истины.
Он объяснял, что танкист не сможет в боевых условиях успешно выполнить поставленную задачу, почти не имея практики вождения, из-за нехватки топлива и снарядов для тренировочной стрельбы.
То же самое, утверждал генерал, касается всех остальных родов войск.
Сравнивая вооружение финского и советского солдата, Штерн указал, что устаревшая трехлинейка не может соперничать с автоматом, особенно в ближнем бою, поэтому красноармейцы такие столкновения проигрывали. Он настаивал, чтобы в Москве разрешили проводить постоянные учения личного состава, задействуя все соединения во вверенном ему округе. Кроме того, Штерн отметил, насколько важна материальная поддержка семей, чьих отцов и сыновей вновь призвали в вооруженные силы.
Такие предложения были приняты только с четвертого раза и исключительно в качестве эксперимента на территории Дальнего Востока, так как социалистическая экономика ни при каких условиях не могла позволить себе большего.
Генерал получил разрешение начать преобразования и многого добился, но уже в январе 41-го был отозван в Москву на должность начальника Главного управления ПВО.
Однако спустя пять месяцев – за две недели до начала войны – его арестовали как немецкого шпиона и, после необременительных для следователей разбирательств, расстреляли в октябре 41-го.
При этом никого не смутило, что еврей Штерн вряд ли мог стать объектом вербовки для нацистской разведки.
Поводом для заключения под стражу послужил полет немецкого транспортного самолета, приземлившегося на подмосковном аэродроме. Правда, это было только предлогом, так как дело на генерала завели еще несколько лет назад, выбив показания из арестованных ранее «врагов народа» командарма Белова, корпусного комиссара Петухова и комкора Урицкого.
Такова была обычная практика НКВД в то время – задержанные должны были написать про всех видных членов ВКП(б), с кем они имели какой-либо контакт, чуть ли не в алфавитном порядке.
После этого оставалось только ждать, когда товарищ Сталин усомнится в надежности того или иного кандидата в предатели и немедленно положить добытые тяжким трудом материалы на стол вождя.
Важнейшую роль в обороне Москвы и срыве операции «Тайфун», сыграли свежие хорошо обученные и прекрасно подготовленные дивизии с Дальнего Востока.
Бойцы и командиры часто добрым словом вспоминали своего командарма за боевую выучку, которая помогла им победить немцев в битве за столицу.
Только о степени благодарности, полученной генералом от будущего генералиссимуса, никто из них тогда так и не узнал.
ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.
Кремлевский сводник, педофил, близкий друг вождя и принципиальный коммунист Авель Енукидзе
По какой причине Япония не могла напасть на Советский Союз