Да, мы тоже устали жить в эпоху исторических событий, глобальных перемен, санкций и самого разного рода потрясений! Но, согласитесь, кризисы куда лучше переживаются, когда ты умеешь ориентироваться в любой, даже самой сложной ситуации.
А для максимально адаптивных и инициативных сложные времена, наоборот, становятся площадкой для роста — выплывешь сам и поможешь другим.
Как говорят мудрые бизнесмены, пережившие 1990-е и начало 2000-х, не важно быть лучшим, важно быть первым.
Рассказываем, как ориентироваться в сверхновой трудовой реальности.
Тренд 1: Резкого роста резюме нет
Чем этот кризис отличается от других? Нет массового высвобождения рабочей силы. В 1998, 2008, 2014 и даже в 2020 году количество резюме росло лавинообразно. Сейчас такого резкого роста нет. Да, количество соискателей немного увеличивается. Да, компании приостановили или замедлили подбор. Но это скорее ведёт к балансу на рынке, потому что в прошлом году в России был очень сильный кадровый голод.
Тренд 2: Уровень конкуренции за работников начал снижаться
Конкуренция за людей становится более сбалансированной по сравнению с 2021 годом.
Традиционно hh.индекс (соотношение числа резюме к числу вакансий) держится в районе 5-6 — именно столько человек в стране претендуют на одно рабочее место. Однако в прошлом году он снизился почти в два раза — до 3,6 единиц. Сейчас этот индекс вновь приблизился к норме в 5,3. Причем вырос он не за счёт высвобождения сотрудников, а за счёт уменьшения числа вакансий.
Тренд 3: Динамика вакансий сильно отличается в разных сферах и регионах
Судя по количеству вакансий, сильнее всего кризис ударил по столичным городам, здесь количество предложений о работе уменьшилось больше чем на 10 процентов. В ближайшее время этот фокус сместится с запада на восток, но, скорее всего, в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах ситуация либо изменится не сильно, либо быстро вернётся на докризисный уровень.
Количество вакансий в традиционно очень «горячих» сферах «Информационные технологии» и «Производство» уменьшилось примерно на 10 процентов. В госслужбе, наоборот, выросло: этот сектор развивается, а люди в период кризисов активнее соглашаются на стабильную работу с гарантированным заработком. Сильнее всего количество вакансий сократилось в сферах страхования, рекламы и PR, подбора персонала.
Тренд 4: Иностранные компании не ушли, а приостановили свою работу в России
Абсолютное большинство иностранных компаний пока взяли паузу в работе — надо разобраться, как быть дальше, что делать с активами, логистикой, денежными потоками. Да, может, всё быстро образумится. Массового исхода с российского рынка нет. Люди в основном находятся в оплачиваемых отпусках. Что тоже логично — сейчас уволишь, где потом брать новых? Но в целом сегодня в России порядка 200 тысяч человек трудится в иностранных компаниях. Даже если их всех разом уволят (что крайне маловероятно), для 7-миллионного рынка труда России это составит всего 1 процент и значительно не повлияет даже на общий уровень безработицы.
Тренд 5: Компании держатся за людей, которых они с таким трудом находили
Сейчас фокус работодателей по большей части направлен на удержание людей, которых было так непросто находить и привлекать в последние годы. Вместо сокращения людей компании используют урезание зарплат, рабочих часов, социальных пакетов, но делают всё, чтобы удержать сотрудников. Пока ответить точно на вопрос, будет ли сокращаться дефицит на рынке труда, однозначно нельзя. В ИТ-секторе, например, скорее всего, нет. Сейчас дефицит в нём составляет порядка 1,5 миллиона человек. К тому же, кроме кризиса, на рынок влияет ещё и демографическая яма. То есть технически конкуренция может стать мягче, когда вместо одного резюме на вакансию будет два, но вряд ли это сильно поможет работодателю.
Словом, больших перемен в ближайшие месяцы ждать не стоит. А вот замотивировать своих сильных специалистов остаться — точно надо.
Чтобы из первых уст, от аналитиков hh.ru услышать о самых актуальных прогнозах и тенденциях текущей ситуации на рынке, посмотрите наш вебинар (ссылка https://events.webinar.ru/HeadHunter/10651249/record-new/10969027). Следите за расписанием новых вебинаров здесь (ссылка https://webinar.hh.ru/).
А если вам срочно понадобился новый сотрудник, рекомендуем пробовать новое приложение hh бизнес, созданное специально для малого бизнеса. Здесь все функции, что и на «большом» сервисе hh.ru, адаптированы для тех, кто занимается подбором самостоятельно, срочно и без капитальных вложений.
За что этот сервис уже оценили предприниматели?
За то, что в нём можно:
- размещать вакансии или искать людей в базе резюме;
- общаться прямо в приложении;
- сразу получать push-уведомления, чтобы оперативно отвечать кандидатам.
Регистрируйтесь и находите подходящих сотрудников прямо в своём телефоне.