Волгоградский производитель казачьей атрибутики выполнил заказ для участников показательных выступлений Кремлевской школы верховой езды. В папахах с Волги джигиты проедут 9 мая по Красной площади. Столичная конноспортивная группа не первый год закупает казачью справу у волгоградцев.
- Нынешний кризис мы преодолеваем благодаря господдержке: нам помогают с продвижением, участием в выставках. Начали не только костюмами заниматься, но и историческим кованым оружием, - говорит управляющий фабрикой Илья Чекунов. - Нынешний заказ от конноспортивной школы Кремлевского полка получил наш давний официальный представитель в Москве, сами в госзакупках не участвуем, а работаем на субподряде.
В прошлом году была большая постановка в Большом театре - и там донская одежда была из Волгограда, для Кубанского казачьего хора готовили амуницию. Есть налаженные связи с “Мосфильмом”. Причем, иногда это не целенаправленная закупка для конкретных съемок. Кинематографисты могут приобретать реквизит и с рук. Но свои папахи волгоградцы узнают всегда. Так, одежда и головные уборы, изготовленные на фабрике, примелькались в относительно новых сериалах “Страсти по Чапаю”, “Молодая гвардия” и “Тихий Дон”, в рекламе аэропорта “Платов” в Ростове-на-Дону. Штучные заказы есть практически со всех континентов, кроме Антарктиды.
Но в целом экономическая ситуация непростая для малого бизнеса. Рабочий персонал фабрики сократился с 15 человек до четырех. Осталось представительство только в Москве, а ведь ранее были еще в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Новочеркасске и Ростове. Пандемия, например, сорвала большой заказ из Уфы, где в 2020 году хотели для парада одеть в традиционную казачью форму 40 всадников. Уже закупили материал, разработали проект, но все массовые мероприятия отменили. Целевая аудитория ограничена, да и стоит полноценное обмундирование недешево. Рекламируются фабриканты через социальную сеть.
Зависимость от импорта несущественная, но нынешние санкции все равно головной боли добавили, нарушив логистику. Зависла отправка партии товаров во Францию, где есть русская диаспора. Кроме чисто производственных и маркетинговых задач, есть еще и, можно сказать, творческие вызовы. При работе с традицией важна аутентичность. Для этого отыскали в архивах книгу с выкройками 1913 года. Но и тут ждал сюрприз.
- Здесь все выкройки военного мундира, женского и детского платья. Мы по этим описаниям работаем. Но сначала не сидела одежда. Стали разбираться. Оказывается, каждые 50 лет строение тела человека меняется. В советском учебнике по кройке это было четко указано. И мы стали дорабатывать лекала, - рассказывает владелец фабрики Дмитрий Борисанов. - К примеру, линия талии у современного человека выше, чем у наших предков. Скорректировали выкройки - и все встало на место.
А вот найти материал, идентичный тому, что был сто лет назад, практически невозможно. Что-то доставали из “бабушкиных сундуков”: домотканые лен, крапиву. Но есть современные натуральные ткани достаточно хорошего качества, в основном пользуются ими. До недавних событий брали сукно на Украине, теперь этот канал поставки исчез. Через сайты объявлений ищут отрезы еще советской эпохи. По словам Борисанова, главное отличие старинного костюма от нынешнего в первенстве функционала над красотой. В частности, линия плеча делалась так, чтобы удобнее было поднять руку. Вся военная форма была из шерсти, потому что она не горит.
Каракуль для папах закупают в Молдавии, Иране, Африке. Но вообще исстари для головных уборов использовали мех из той местности, откуда родом казак. У того же молдавского каракуля подшерсток маленький, африканский более сбитый. Местный же практически идеален, но его, как говорится, днем с огнем не сыщешь. Ради мелких заказов скотоводы не хотят этим заниматься.