Найти тему
Без музыки совсем не то

Krokus «Hardware», 1981 г. ~ самый крутой хэви-металлический альбом группы и один из первых в этом стиле вообще

В 1979-м году в швейцарскую группу Krokus, к тому времени выпустившую три альбома в стиле хард-рок и прото-металл, пришел вокалист Марк Сторейдж, который буквально стал одним из лиц народившегося в те годы скоростного хэви-металла «немецкой волны». И в 1981-м группа вместе с ним выпустила свой самый крутой и по сей день альбом «Hardware» - первый диск, «Крокусов», который пролез в чарты США и обеспечил остальным альбомам группы в этих чартах хорошие позиции все 80-е годы.

Krokus «Hardware», 1981 г.
Krokus «Hardware», 1981 г.

С творчеством швейцарской рок-группы Krokus я познакомился довольно поздно – только в конце 80-х. Помню, как зашел к своему товарищу, и он мне поставил на магнитофоне запись, в которой я признал не слышанный ранее мной альбом AC/DC с Боном Скоттом. Это было странно, потому что я все альбомы своей любимой группы слышал. Правда, я слышал еще и то, что были у AC/DC какие-то малоизвестные «австралазийские» альбомы (то есть выпущенные только в Австралии и Новой Зеландии).

И вот мой друг решил надо мной подшутить, и сказал, что это один из этих первых «австралазийских» альбомов, которые мало кто тогда в СССР слышал. Вот я и послушал первые две песни, не распознав подвоха и будучи в святой уверенности, что это именно AC/DC. Но потом надо мной сжалились, и сообщили, что это швейцарская группа Krokus.

На видео: выступление "Крокусов" на телевидении в августе 1981 года. Лидер-гитариста Томми Кифера тут уже не видно - успели выгнать, а вот второго гитариста еще не подобрали

Да, я слышал, что такая группа существует. Но тогда она была популярна у нас только в узких кругах, потому что с самого 1976 года, когда я стал увлекаться рок-музыкой, на «тучах» мне эта группа не попадалась, в отличие от тех же AC/DC. И из моих друзей и знакомых меломанов ее никто не слушал, хотя слышал о ней что-то.

Потом оказалось, что я услышал тогда альбом 1982 года «One Vice at a Time», и он мне очень понравился. Потому, когда мне предложили записать диск 1983 года – «Headhunter», я отказываться не стал. И этот диск мне тоже очень понравился, но, к своему удивлению, на нем от AC/DC было уже совсем мало, хотя фирменный стиль группы сохранился. Да-да, самое интересное, что, несмотря на то, что в те годы группа подражала многим другим своим именитым коллегам, таким как AC/DC или Judas Priest, все же свой собственный саунд у группы был.

Krokus «Hardware», 1981 г., конверт с передней и задней сторон
Krokus «Hardware», 1981 г., конверт с передней и задней сторон

Я говорю это определенно, так как после знакомства всего с двумя альбомами «Крокусов», я их хорошо запомнил. И когда мне в начале 90-х случайно попалась бобина с никак не отмеченной на ней записью, я прямо с первых аккордов определил, что слышу еще один альбом группы Krokus, и позднее оказалось, что это «Hardware», пятая пластинка «Крокусов», вышедшая в 1981 году. Таким образом сложилось трио альбомов этой группы, и это трио для меня и сегодня – вершина всего ее творчества.

Нет, и многие другие альбомы Krokus очень хороши, но все же именно эта триада – самый настоящий «Крокус», потому что на предыдущих альбомах музыканты только искали свое лицо, а на всех последующих просто пошли по накатанным коммерческим рельсам, чтобы половчее протискиваться в чарты, прежде всего, конечно же, американские.

Лейблы английского винилового выпуска с двух сторон
Лейблы английского винилового выпуска с двух сторон

Итак, несмотря на то, что эту тройку альбомов я считаю истинными «Крокусами», все же они совершенно разные. Если на альбомах 1982 и 1983 годам был уклон в сторону той музыки, которую тогда играли «Аки-Даки» и «Присты», альбом 1981 года был скорее сделан в стиле чисто немецкого хэви-металла, который как раз в те годы начали культивировать такие известнейшие сегодня акулы агрессивного хард-рока, как Accept и Scorpions. Правда, это направление «Крокусы» взяли еще на своих альбомах «Pain Killer/Pay It In Metal» (1978 г.) и «Metal Rendez-vous» (1980 г.), однако наиболее бескомпромиссным этот хэви-металл оказался именно на альбоме «Hardware».

Таким образом, учитывая последующие крены группы то туда, то сюда в поисках наивысшей точки популярности, именно альбом «Hardware» можно считать самым крутым и самым «крокусным» альбомом группы. И это был первый альбом группы, который попал в британские и американские чарты. Правда, до первой 100-ни в США он не добрался, но и позиция 103 в этом чарте – огромное достижение для европейской группы, которая до этого в США была практически неизвестна.

Внутренний конверт для пластинки с двух сторон
Внутренний конверт для пластинки с двух сторон

Однако у меня имеются еще некоторые соображения по поводу того, что сразу после «Hardware» группа начала менять свои курсы. Дело в том, что этот альбом – последний с участием одного из основателей Krokus, лидер-гитариста Томми Кифера. Именно он придавал саунду группы металлическое направление без особых заимствований, и до 1982 года «Крокусы» оставались истинными «Крокусами», которые наращивали свой собственный музыкальный потенциал.

Но в 1982-м Кифера попросили из группы, одна из самых правдоподобных версий – за злоупотребление очень сильными веществами (сами понимаете, какими), что очень мешало успешной деятельности группы. Нельзя сказать, что и остальные музыканты этого же не употребляли, но они все же не злоупотребляли. А Кифер, несмотря на свою огромную ценность для группы как музыкант, стал ее тормозом. Его выгнали, заменив другим гитаристом, а Кифер прожил только до 1986 года, когда он наложил на себя руки.

Информация по пластинке с фрагмента, взятого с задней стороны конверта
Информация по пластинке с фрагмента, взятого с задней стороны конверта

Подробностей конца Кифера я не знаю, но я знаю, что Фернандо вон Арбу, ритм-гитаристу, пришлось взять на себя обязанности и лидер-гитариста, и это очень прискорбно, потому что хотя Арб на соло тоже лабает неслабо, но ни в какое сравнение с Кифером он не идет. Кифер был настоящим металлическим соло-гитаристом, возможно даже – гениальным. И его потеря, кстати, очень заметна, по крайней мере, для тех, кто слушает пластинки Krokus достаточно активно.

Но не будем о плохом, а будем о хорошем. Альбом «Hardware» - это классика нарождавшегося в начале 80-х скоростного металлического рока, и очень странно, почему он оставался практически неизвестным в СССР, как, впрочем, и вся группа. А ведь эта группа практически все 80-е стабильно «запихивала» свои диски в топы американских чартов, соперничая в результатах даже с Accept и Scorpions, тоже культивировавших «немецкий» хэви-металл. По крайней мере, в американских и британских чартах 80-х «Крокусы» значительно опережали «Акцептов», и хотя до славы «Скоропов» добраться не могли, но по популярности отставали от них в США и Великобритании не так уж и катастрофически.

В общем, пришла пора рассмотреть этот альбом потреково, и, забегая вперед, скажу, что и на этом полностью шедевральном альбоме имеется песня, которая мне очень не нравится. Ну, в принципе, эту песню в том или ином виде «Крокусы» эксплуатировали на многих своих альбомах 80-х годов, только меняя тексты и названия, а также тональность основного рифа. Не знаю, может она кому-то и нравится, иначе музыканты не воспроизводили бы этот материал с такой маниакальной настойчивостью из альбома в альбом. Это трек №8, о нем будет рассказано ниже.

Сторона 1:

1). Celebration (3:24) «Праздник». Эта композиция, несмотря на значительную длину, является логическим вступлением, вернее - предисловием к альбому, по крайней мере, я, когда впервые услышал эту запись, сразу так и подумал. Это очень необычный номер, и в сочетании с последующей музыкой на пластинке он вообще прекрасен. Мало того – я не знаю, как бы выглядел альбом без этого трека вообще, потому что его присутствие намекает на какую-то концептуальность всего альбома, название которого, в переводе на русский язык дословно – «Аппаратное обеспечение». Я думаю, что именно так должно начинаться любое в мире аппаратное обеспечение – таинственно и многозначительно, с нарастающей экспрессией и под самым тривиальным названием, чтобы весь остальной альбом оказался для слушателя настоящим сюрпризом.

2). Easy Rocker (5:27) «Легкий рокер». А вот вам и первый сюрприз – крутейший хэви-металлический боевик с просто очумелыми, и одновременно очень нетривиальными соло на гитаре. Звучание всех инструментов – просто идеально, что удивительно, учитывая то, что «Крокусы» не пользовались услугами приглашенного продюсера, а сделали весь альбом сами от начала и до самого конца.

3). Smelly Nelly (3:38) «Вонючая Нелли». Следующий сюрприз, еще круче, чем предыдущие. Я вот сравнивал «Крокусов» с «Акцептами» - и правильно сделал. Это очень напоминает злую иронию во многих песнях «Акцептов», однако до такой четкости в изложении музыкальной мысли «Акцепты» все же не добирались. «Акцепты» просто рубили правду-матку поверху найденного аккорда или риффа, а вот «Крокусы» свои музыкальные находки выворачивали буквально наизнанку. И я уверен, что этот альбом был настольной пластинкой Дейва Мастейна, который, зуб даю на отсечение, перенял многие музыкальные приемы «Крокусов» именно с этого альбома.

4). Mr. 69 (3:01) «Мистер 69». Ну, на этой песне можно отдохнуть. Не шедевр, конечно, но это такой убойный рок-н-ролл, что просто диву даешься, как шикарно можно сделать рок-н-роллы а-ля Чак Бери в чисто хэви-металлическом стиле.

5). She's Got Everything (3:57) «У нее есть все». Так, сюрпризы продолжаются. Банальный, на первый взгляд, мотив, но он так мастерски закручен, что ноги сами пускаются в пляс, а бошка готова вот-вот отвалиться от тряски. Но самый главный цимес ожидает нас, когда начинается соло Томми Кифера. Не скажу, конечно, что он лучший соло-игрок, чем Типтон с Даунингом, или Мастейн с Фридманом, но соло его тут просто потрясающе. Кстати, я думаю, что Фридаман тоже эту пластинку очень любил, потому что многие гитарные фишки с «Hardware» я частенько открываю в его творчестве.

Сторона 2:

6). Burning Bones (3:34) «Горящие кости». И снова отдыхаем. Металлический бит, я думаю, что именно с этой песни у «Крокусов» началась тяга к подражанию AC/DC. Да, это чистый AC/АС со Скоттом времен альбома «Powerage» 1978 года, только соло Ангуса Янга, правда, будет пошикарнее. Ну, Ангус – это гений соло-гитары, с ним тягаться даже Киферу сложно.

7). Rock City (4:43) «Рок-Сити». Так, следующий хэви-рок-шедевр. Когда начинаются первые аккорды этой песни, мне почему-то вспоминается «Smoke On The Water» от DP. Нет, не риффом и не вокалом, а ритм-секцией – такой же убойной и сосредоточенной.

8). Winning Man (5:33) «Человек-победитель». А вот это как раз та песня, которая мне очень не нравится. Не буду комментировать, отмечу только, что в этой песне бесподобен только соло-гитарный финал, который начинается где-то на 3:30. Но финал – это как бы отдельная композиция, а сама песня, которая идет до него – как по мне, то просто хлам.

9). Mad Racket (4:00) «Безумный рэкет». Бесподобный рок-н-ролл, правда, Марк Сторейдж тут так старается подражать Бону Скотту, что ощущение закончившегося праздника немного смазывается. Тем не менее, это отличная «закрывашка» для столь шедеврального альбома, тем более, что даже копируя AD/DC, «Крокусы» не забывают наваливать и собственные фишки, которые позволяют сразу же определить кто есть кто.

Ну, что сказать в заключение? Скажу так: два последующих альбома тоже шедевральны, и даже больше – они более красочны, чем «Hardware», но эта красочность призвана скрыть отсутствие истинного виртуозного соло-гитариста Томми Кифера. Да, на его место стал Фернандо вон Арб, но Арб как хэви-металлический соло-гитарист заметно слабее, и поэтому следующие альбомы получили скорее поп-направленность хэви-металла, если так можно выразиться.

Впрочем, в следующих своих публикациях я рассмотрю и эти альбомы, потому что они тоже шедевральны, хоть и сделаны в несколько ином плане. Но шедевр есть шедевр, а «Крокус» есть «Крокус», поэтому неважно, в какой направленности сделаны альбомы этой группы.

Кстати, может, кто не знал, но в 1999-м, когда группу временно покинул вокалист Марк Сторейдж, на альбоме Krokus «Round 13» записал свой вокал Карл Сентенс, который ныне является фронтменом Nazareth, сменив в 2015 году на этом посту Дэна Маккафферти.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ХЭВИ-МЕТАЛЛЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Girlschool «Guilty as Sin», 2015 г. ~ последний альбом шикарной рок-металлической группы, и такой же шикарный

Van Halen «Fair Warning» 1981 года - вершина творчества группы, которая почему-то провалилась в чартах

Три самых убойных альбома группы Accept, родоначальницы хэви-металла

Judas Priest «Stained Class», 1978 г. Именно с этого альбома началась эра спЕЕд-метала и трэша

«Trouble» ~ самая недооцененная рок-группа, которая легко могла бы попасть в 30-ку монстров металла