30 апреля Ларсу фон Триеру 66 лет. Датскому «цинику» и «провокатору», как его зачастую называют. Вообще скандинавское кино стоит особняком среди всего мирового кинематографа. Зритель либо потребительски проходит мимо, сморщив нос, либо погружается в него с головой, изучая и наслаждаясь его метафоричностью. У скандинавов совершенно другой подход к созданию фильмов. В противовес Голливуду, который думает, что это он задаёт рамки киноискусства. Нужно понимать, что многомиллионный кинобизнес создающий прибыльные блокбастеры это не более как фабрика по созданию идеологически правильного и вкусного бубли гума. Пожевал и забыл. А так не должно быть. Одна из самых расхожих фраз фон Триера гласит: «Фильм должен быть как камешек в ботинке». Так и есть… Стоит вдумчиво посмотреть любой фильм, к примеру, таких режиссёров как Виктор Шёстрём, Ингмар Бергман, Аки Каурисмяки и они уже не забудутся никогда. К ним возвращаются, о них думают, по ним живут. Потому что это не просто «фильмец» на вечер с чипсами. Это мощное интеллектуальное действо, оставляющее энергетический посыл в сознание на долгие годы вперёд. Многие люди, посмотрев фильм фон Триера «Танцующая в темноте» в 2000-м году и сейчас находятся под его впечатлением. Даже взрослые мужчины, посмотрев его, испытывали такой шок, что пересматривать его боялись. Это и есть тот самый «камешек в ботинке», который ты с собой носишь долгие годы.
Ларс Триер родился в 1956 году в Копенгагене в семье государственных чиновников Ульфа и Ингер Триеров. Оба родителя придерживались левых взглядов. Естественно, что коммунистически настроенные родители и сына пытались воспитать по своему образу и подобию. А вышло то, что вышло. Отец его был евреем и Ларс в юности тоже считал себя наполовину иудеем и даже пытался приноровиться к этнической культуре. Однако матушка на смертном одре призналась сыну, что подлинный отец вовсе не тот, кто его воспитал, её бывший начальник. Сынок несколько опешил от такого водевильного поворота своей биографии, но что поделать. Ни еврей, так ни еврей. Мать была психически неуравновешенной женщиной, впадающей в депрессии, страдающей головными болями и патологически боявшейся медицины. Парень наблюдал это, что-то отсеивал и анализировал, а что-то унаследовал. Как он сам говорил, в детстве он очень боялся двух вещей, ядерной войны и аппендицита. Многим знакомые страхи. Впоследствии и то и другое найдут отклик в его творчестве. Вероятно, всё что в нас есть плохого и хорошего заложено ещё в детстве на уровне бессознательного. И «старина» Юнг не так уж и не прав. Брат матери был довольно известным в Дании кинодокументалистом и тут, в какой-то мере не обошлось без наследственности. В 11 лет он получает в подарок кинокамеру и с того момента мир меняется навсегда. Мать приносит ему старые киноплёнки, он по ним учится монтажу. Самостоятельно снимает мультфильмы и короткометражки. А в 12 лет он получает роль в фильме «Тайное лето», после того как написал режиссёру письмо. После съёмок он остался на киностудии занимался мелкими поручениями, ставил свет. Иначе говоря, жил жизнью кино. А школу он вообще бросил. Он считал школьное образование совершенной бессмыслицей, и они вдвоём с товарищем делали и изучали только то, что считали нужным. Благо родители позволяли сыну всё, потому как считали его гением, впрочем как и он сам. В то время он стал совершенным нонконформистом. Носил длинные волосы, эпатажные костюмы. Он с другом бунтовал и противопоставлял себя всему на свете. Главный принцип был «Они и мы». Он и по сей день таким остался. В 17 лет он попытался поступить в Копенгагенскую школу кино, но его не приняли. Тогда он по протекции дяди устроился работать в Датский кинофонд. В свободное от работы время он снял два короткометражных фильма «Садовник, выращивающий орхидеи» и «Блаженная Менте». Тогда-то он и добавил к своему имени дворянскую частицу «фон». Тут и шутка и эпатаж и провокация. С тех пор он Ларс фон Триер. С этим именем и с двумя снятыми кинолентами его, наконец принимают в школу киноисусства. Учась там он по прежнему был настроен ко всему скептически ссорился со всеми, прогуливал занятия. И даже как то написал на стене: «Институт кинематографии мертв — да здравствует кино!» С двумя своими друзьями он и там делали что хотели, снимали странные картины с провокационными сюжетами, а иногда и вовсе без сюжетов. Преподаватели считали это чудачеством и бессмыслицей, однако позволяли молодым людям «искать себя». А когда друзья запирались в свою каморку занимаясь монтажём, то на двери он вывешивали табличку: «Мы не снимаем здесь кино. Мы творим историю». В 83-м Ларс фон Триер заканчивает киношколу. Его дипломная работа «Картины освобождения». Он шокировал ей всех, профессоров, коллег, родственников. Контраст на контрасте. В сюжете, в монтаже, в звуке, в кадре, в актёрах. А фильм начинается поющих птиц на деревьях. Эстетика. И главный приз на фестивале в Мюнхене. В последущие семь лет он снимает три фильма «Элемент преступления» (1984), «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991), которые режиссёр объединил в трилогию. Хотя там совершенно разные сюжеты. Связь разве что в общем упадническом настроении, деградации всего и вся, полное бедствие, самокопание героев. В начале 90-х они с приятелем и единомышленником Питером Ольбеком создают продюсерский центр «Zentropa». Впоследствии при их содействии снимались все последующие фильмы фон Триера, кроме того добрая часть фильмов всего Датского королевства. В 94 Ларс фон Триер становится известным по всей стране и за её пределами. Он снимает для телевидения сериал «Королевство». Мистика, фантастика, юмор, необычный операторский подход (съёмка ручной камерой, от этого несколько дёрганое изображения, которое создаёт впечатление документальности происходящего. Приём присущий всем фильмам Триера). По всему миру сериал прошёл с большим успехом. В своём роде перекличка с линчевским «Твин Пиксом.» В 97 он выпустил 2-й сезон. Далее один за другим Ларс фон Триер выпускает три фильма «Рассекая волны»(1996), «Идиоты» (1998) и «Танцующая в темноте» (2000). Эти фильмы составляют трилогию «Золотое сердце». Они не связаны сюжетно, но в каждом из них со всей глубиной и надрывом, на которое только способен художник показана женщина, в своих добрых чувствах, так, что жертвует своей честью, своей жизнью, да всем что есть ради любви. Не той любви в банальном понимании этого слова, а той любви, что есть Бог. Той, что зовётся добросердечием, чистой моралью. Той о чём все романы Достоевского, той о чём рассуждал Лев Толстой, той о которой все фильмы Тарковского, той о которой творчество Бориса Гребенщикова. И русскому человеку, правильно понимающему православие это должно быть понятно как никому другому. Православие не как собрание безграмотных догматов, но православие во всей глубине своей философии. Фон Триера обвиняли в аморальности и цинизме. В том, что он показывает неудобоваримые вещи, в том, что его тяжело смотреть. И в том, как вообще как можно совмещать религиозные и эротические чувства? А очень даже можно! И это в глубине души знает каждый человек. Нужно только отбросить ханжество и заглянуть вглубь себя. Или просто взять и ещё раз перечитать замечательную книгу Бердяева «Самопознание».
Ещё 1995-м году, когда в Париже отмечалось столетие кинематографа, на торжестве перед публикой во фраках и вечерних туалетах он вышел на сцену в потёртых джинсах и зачитал созданный им манифест «Догма 95». О том, как снимать настоящее кино. Коротко, это отказ от многобюджетов, цифровых спецэффектов и гламурно-бездарных «звёзд» в главных ролях. В конце речи он подбросил листы с речью в воздух и «эффектно» ушел со сцены. Публика конечно была шокирована. Что впрочем, было и задумано. А Ларс фон Триер остался верен себе и продолжал ошеломлять зрителей.
В следующей трилогии, которая называлась «Америка-страна возможностей» было снято только два фильма «Догвиль» (2003) и «Мандерлей» (2005), третий Ларс снимать не стал. Фильмы сделаны вообще невероятно, декораций как таковых нет, актёры ходят по полу расчерченому мелом. Игра в стиле тетральных пьес Бертольда Брехта, филигранная работа Николь Кидман в первом и Брайс Даллас Ховард во втором, всё это оставляют незабываемое ощущение. Хотя «критики» назвали эти фильмы антиамериканскими. По таким меркам следующую «Трилогию депрессии» можно вообще назвать античеловечной. «Антихрист» (2009), «Меланхолия» (2011) и «Нимфоманка» (2013).
Конечно, эти фильмы пойдут смотреть только те, кто знает, кто таков Ларс фон Триер и что от него ждать. Тут надо мыслить и читать это кино как особую категорию философии. Иначе будет набор жестоких картинок, лютого секса и страха. Последний на сегодня законченный его фильм «Дом, который построил Джек» (2018) наполнен множеством аллюзий. Тут и Данте и Барокко и «Эстетика безобразного». В какой-то мере этот фильм своебразный дайджест всего творчества режиссёра. И тема Богоотставленности мира…
Смотреть или не смотреть фильмы этого «раздражающего» датчанина каждый решает сам. Так же как смотреть на этот мир с широко раскрытыми глазами или сидеть под столом зажмурившись от стыда и страха.