Зарубежные производители деталей для автомобилей ушли с нашего рынка. В массовом сегменте запчасти ещё есть в наличии, но и они скоро закончатся. Скажется это не только на стоимости ремонта, подскочить в цене может и полис ОСАГО.
Брянцы заявляют, что оригинальные импортные запчасти существенно подорожали. Да и за большие деньги их уже не так просто найти. Как же тогда людям восстанавливать сломавшуюся или попавшую в аварию машину?
Альтернатива есть
Что касается небольших мастерских, там клиентам предлагают самостоятельно искать и заказывать нужные детали. Берут горожане в основном более доступные китайские аналоги.
«С ними проблем нет, всё пока приходит. А вот насчёт оригинальных иностранных запчастей подсказать не могу, с ними в последнее время не сталкивался», - прокомментировал ситуацию владелец одного брянского автосервиса Роман.
Экономить люди стали и на кузовном ремонте, ведь если машина на ходу, то она может ездить и с вмятинами на кузове.
«Без работы не сидим, но поток не тот, что должен быть в этом месяце. Сейчас начинается сезон в моём направлении, а клиентов раза в полтора, а то и в два меньше, чем обычно. Кузовной ремонт, конечно, может подождать, и, видимо, люди берегут или откладывают деньги на что-то более важное. Да и ценник на всё вырос. Знаю, что в России делают пороги, например, а остальное обычно возят из Восточной Азии», - рассказал владелец другого автосервиса Максим.
В подвешенном состоянии
Крупным автодилерам такие аналоги пока недоступны, впрочем, как и оригинальные иностранные запчасти. Последние всегда ввозили под контролем производителя - владельца торговой марки, и этих правил никто не отменял. Хотя правительство сейчас рассматривает вопрос о параллельном импорте - возможности поставлять в страну детали без согласия правообладателя через посредников. Но лишь в том случае, если западные бренды окончательно уйдут из России, чего пока не произошло - многие лишь заявили о приостановке своей деятельности.
«На складах есть запасы на 2-4 месяца, а дальше возможен период дефицита - систему поставок быстро ведь не перестроить, но, думаю, что к осени она наладится, и появятся альтернативные каналы. Скорее всего, тогда покупателям будут предлагать установку не оригинала, а аналога запасной части. Вероятно, будут два основных потока таких деталей - через Турцию, по-прежнему сохраняющую особую позицию и достаточно активную в плане торгового оборота с Россией, у этой страны есть прямое сообщение с нашими портами; а также собственно через Китай, который может доставлять товары не только по морю, но и поездами, кроме того, уже налаживается автомобильная доставка через Хабаровск», - отметил председатель совета директоров группы компаний «БН-Моторс», член совета Российской ассоциации автодилеров Алексей Подщеколдин.
Страх и риск
Об аналогах оригинальных запчастей заговорили и страховщики. Они уверены, что если им разрешат рассчитывать стоимость ремонта в рамках ОСАГО по ценам таких альтернативных деталей, то это позволит избежать роста стоимости полисов «автогражданки». Цены на них, к слову, и без того увеличились.
«Страховые компании порой не могут исполнить свои обязательства по восстановительному ремонту, поскольку новых оригинальных запчастей, прежде всего для дорогих и «праворульных» машин, на рынке в требуемом количестве нет», - заявил руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов.
И хотя ОСАГО по закону обязательное, оформить его стало сложнее.
«В заключении договора прямо не отказывают, но затягивают процесс - мол, требуется дополнительное согласование, если у человека мало водительского опыта или автомобиль той модели, которая чаще всего попадает в ДТП, допустим, традиционно используется в такси. Приходится ещё поискать агента, который оформит полис. Для молодых водителей, только получивших права, его цена доходит до 30 тысяч рублей в год. Раньше более приемлемые суммы были и для людей с пятилетним стажем. А доступными расценки остались лишь для шофёров с 20-летним опытом - около 5 тысяч», - пояснил и. о. председателя Брянской областной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Павел Фомин.
Кстати
Страховщики теперь сами перестраховываются. Так, компания «Согласие» заявила, что с 20 апреля тем, кто за рулём недавно, полис оформляют особым образом - чтобы не нести прямых убытков в полном объёме, документы передают в перестраховочный пул. «Если при ведении договора с клиентом по ОСАГО по обычной схеме компания полностью располагала внесённой страхователем за полис суммой, то при передаче договора ей остаётся только 23% от стоимости полиса. Остальные 77% уходят в пул для покрытия убытков, в том числе и других страховщиков. Зато при страховом случае с нашим клиентом убытки будут возмещены не только за счёт нашей компании. То есть это консолидированная ответственность всех страховых компаний (в размере своей федеральной доли)», - отметил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами компании Павел Нефёдов.