Хотелось бы с вами поговорить о дизайне фантастических кораблей, которые мы встречали в разных фильмах.
С момента появления кино и до сегодняшних дней было снято множество фантастических, научно фантастических фильмов. И начиная с фильма полёт на Луну, люди фантазировали о том как можно путешествовать в космосе и о том как будет выглядеть космический корабль.
Первые представления были достаточно просты и можно сказать примитивны. Это были как правило сигарообразные, тарелкообразные или сферические объекты.
Либо корабли часто изображали как ракеты, очень хорошо это видно в фильме Планета бурь (1961), режиссёра Павла Клушанцева. И так продолжалось до середины 60-х годов. Выход фильма Стенли Кубрика, Космическая Одиссея 2001 (1968), стал событием как в техническом плане, так и визуальном и смысловом. Фильм сделал серьёзную научную фантастику достоверной и интересной.
Так корабль Discovery One определил дизайны кораблей на годы вперёд. Основная идея конфигурации космического корабля в виде гантели первоначально была предложена Артуром Кларком как способ разделения жилого модуля и ядерного реактора, расположенного рядом с двигателем. Discovery One состоит из большой сферы размещенной в носовой части, длинного сегментированного «позвоночника» с коммуникационными тарелками и матрицей гексагональных сопел выхлопной системы на кормовой оконечности корабля.
За два года до фильма, вышел не менее значительный сериал Стартрек (1966), в котором дизайн появился корабль «USS Энтерпрайз NCC-1701», ставший культовым.
Первоначально звездолёт «Энтерпрайз» должен был называться Йорктаун. Пато Гусман был первым арт-директором, назначенным в «Звёздный путь». Мэтт Джеффри, его помощник, взял на себя обязанности арт-директора, когда Гусман покинул проект. Джеффри, который не был поклонником научной фантастики, был главным дизайнером «Энтерпрайза» и основывался на концепциях, предложенных создателем сериала Джином Родденберри (создатель Стартрека). У Родденберри не было никаких идей о том, как должен выглядеть корабль, но он изложил несколько параметров для корабля:
«Мы […] в глубоком космосе, на эквиваленте космического корабля размером с крейсер. Мы не знаем, каков режим питания, но я не хочу видеть никаких следов огня. Нет полос дыма, нет реактивных воздухозаборников, ракетных выхлопов или чего-то подобного […]. Это будет похоже на космический корабль, работающий по всей нашей галактике.» Джин Родденберри
Мэтт Джеффри спроектировал Энтерпрайз для телевидения, и его основные компоненты дизайна, первичный корпус в форме блюдца, две начальные мотогондолы и цилиндрический вторичный корпус.
Что-то очень похожее по стилю получилось показать в фильме Москва-Кассиопея (1973) и его продолжении Отроки во Вселенной (1975).
Звёздолёт "Заря" стал настоящим открытием для советских детей мечтающих о космосе. Смелая ретрофутуристическая конструкция с запоминающимся названием.
- Какого стиля не хватает в современных фантастических фильмах
Но шли годы и настало время очередного эволюционного скачка в плане дизайна. Выход оригинальных звёздных воин привёл к появлению большого количества новых кораблей и технологий.
Самым известным космическим кораблём тогда стал Тысячелетний сокол. По словам создателя «Звёздных войн» Джорджа Лукаса, дизайн «Тысячелетнего сокола» был вдохновлён гамбургером, при этом кабина должна выглядеть «оливкой», прилипшей сбоку. Макет корабля для фильма пятого эпизода (Империя наносит ответный удар) был построен в ангаре, принадлежащем компании Marcon Fabrications, в городе Пембрук-Док в западном Уэльсе. После завершения строительства макет весил более 23 тонн и был снабжен компрессором для создания воздушной подушки, чтобы его можно было передвигать.
Параллельно франшизе звёздных воин выходили и другие фильмы, так например в 1979 году вышел фильм Чужой (1979). Самобытный фильм представил противоположенные взгляды как на дизайн космических кораблей. Так и на космос, который стал мрачным, опасным и безжизненным местом, где никто не услышит твои крики.
- Корабль на LV-426 из Чужого мог быть по настоящему живым?
- Рыба-молот, улитка и человеческие половые органы, какие элементы живой природы использовал Гигер при создании корабля Инженеров
- Кресло Космического Жокея, что о нём известно и для чего оно предназначалось
Этот корабль выглядел по настоящему невероятно, в его образе использовались элементы природы и животного мира, а сам корабль выглядел как биологический, живой организм.
В последствии корабль инженеров привёл к появлению целого ряда кораблей в кино- и телевизионной фантастике.
- Биоинженерные корабли в фильмах и сериалах и не только
Не стоит и забывать и про корабль Ностромо, который представил мрачную, натуралистичную и готическую машину. Огромный космический завод бороздящий просторы космоса.
Следующие годы происходила "полировка" образов кораблей. Тот же легендарный фильм Люди в Чёрном (1997), очень грамотно использует представления о комических аппаратах с конца 40-х по середину 60-х. Подобным ретро стилем, даже сейчас почти никто не может похвастаться.
И конечно вторая часть франшизы Люди в Чёрном (2002), закрепила органичный ретро стиль.
Следом ничего ближайшие десятилетия можно отметить корабли из фильмов Аватар (2009), Прометей (2012), Интерстеллар (2014) и Чужой: Завет (2017). Это хорошие примеры заигрывания с как с классическими кораблями 60-х, так и более реалистичными представленими.
- Космические корабли вселенной Чужих: Корабль Завет
Хотя стоит сказать, что они всё таки, эти космические странники больше тяготеют к реализму, причём не пустому стилю, художники стараются всерьёз учитывать инженерные аспекты кораблей.
Параллельно использовались старые дизайны и стили, где лишь менялись некоторые элементы и мелкие детали. Так например звёздолёт из фильма Район 9 (2009), сильно основывается на дизайне космических кораблей франшизы чужих, что-то большое громоздкое, зависшее в небе над городом. Однако, заметным событием стал выход фильма Восхождение Юпитер (2015), где был представлен инновационный взгляд на корабли.
Здесь по можно увидеть по настоящему новый взгляд появившийся на большом экране. Теперь корабли не нечто реальное, а скорее высокотехнологичное произведение искусства, увы подобный футуризм не всем пришёлся по вкусу, но так или иначе свой визуальный след фильм безусловно оставил.
- Концепт-арты меняющие фильм №59 Восхождение Юпитер Часть 1
- Концепт-арты меняющие фильм №60 Восхождение Юпитер Часть 2
Отдалёно что-то похожее на дизайны Юпитера можно увидеть в корабле Милано из фильма Стражи Галактики (2014) и продолжения.
Отдельно хочется отметить существование откровенно застойных направлений, среди которых особенно хочется выделить совершенно бездарную новую трилогию звёздных воин от Disney. Студия похоже решила не тратиться на оригинальные дизайны и просто сказала художникам сделать всё те же старые добрые корабли, что были у Джорджа Лукаса в конце 70-х.
Меняя минимум элементов TIE Figter Империи становиться истребителем первого ордена. Иногда просто доходит до смешного и просто во всех трёх фильмах используют тот самый старый, добрый Сокол Тысячелетия, на задних планах можно увидеть разрушенные СтарДестроеры и другие корабли из фильмов Лукаса. Частично это так же связанно не только с уменьшением затрат на разработку и дизайн, но и чтобы вызвать чувство ностальгии у старшей аудитории.
Куда более положительно я отношусь к последней трилогии современного Стартрека в первую очередь потому, что хронологически события происходит в одно время (в параллельной временной линии) с оригинальным сериалом 1966. Так же там смогли более детально проработать старые дизайны кораблей и некоторой техники.
Так мы подобрались к концу статьи. В обычной для себя, холодной манере, напомню о том, чтобы прочитавшие статью ставили пальцы вверх и оставляли свои комментарии о прочитанном.
Следующая статья
- Что представлял из себя главный компьютер корабля Ностромо
#космические корабли #фантастические фильмы #фантастика #стартрек #звёздные войны
Спасибо за внимание