Недавно был утвержден логотип празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Он состоит из пяти графических элементов: силуэт архитектурного объекта «Памятный знак», раскрытая книга (Коран), цветок тюльпана, число 1100 и надпись «Булгар».
Были разные мнения по этому поводу: кому-то он понравился, а кому-то нет. Как говорится, о вкусах не спорят. Но первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России уважаемый Дамир хазрат Мухетдинов раскритиковал логотип и сказал, что простые люди при первом взгляде на этот символический знак видят не сложное символическое наполнение, а силуэт надгробного камня.
Так ли это? Мы не будем лезть в эти споры, а просто наглядно покажем надгробные надмогильные камни и пусть читатель сам сделает соответствующие выводы.
Не совсем корректно употреблять слова "надгробный камень", "надгробие" по отношению к татарским памятникам, т.к. татары не хоронят умерших в гробу. Поэтому мы говорим и пишем "могильный, намогильный или надмогильный камень".
Проанализировав все татарские эпиграфические памятники, мы выявили, что, действительно, логотип 1100-летия принятия ислама татарами булгарами в какой-то степени напоминает надмогильные камни эпохи Казанского ханства. Именно на оборотной стороне памятников конца XV - первой половины XVI вв. часто изображали орнамент в виде тюльпана, а под ним в круглой или прямоугольной рамке делали штамп-надпись лица, установившего памятник.
Такие памятники, в основном, сохранились в Заказанье, точнее в Арском, Атнинском, Высокогорском, Зеленодольском районах Республики Татарстан. Приведем еще несколько фотографий:
А вот так выглядела лицевая сторона памятников:
Хотелось бы, чтобы в год празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией было уделено внимание и древним надмогильным камням, раз уж выбрали такой логотип. Практически вся исламская культура отражена именно в них, но, к сожалению, пока нет возможности и средств издать даже готовую книгу на татарском языке, в которой описаны свыше тысячи мусульманских эпиграфических памятников главного национального некрополя - Ново-Татарского кладбища г. Казани, хотя куда только не обращались за помощью. Если и в этом году не получится её опубликовать, придется ждать 1200-летия принятия ислама в Волжской Булгарии.