Сейчас на рынке происходят структурные изменения, связанные как с глобальными санкциями, так и с решениями, принятыми крупными игроками рынка. Можно ли здесь бизнесмену увидеть для себя возможность? Занять какую-то нишу? Предлагаю вам вместе порассуждать на эту тему.
Краткий обзор рынка
Одними из первых об уходе с рынка стали заявлять компании, производящие одежду, и первые громкие заявления сделали яркие представители масс-маркета: компания Inditex (Zara, HM, Bershka и т.д.).
Давайте посмотрим, а действительно ли рынок легкой промышленности освобождается от иностранных игроков? Реальна ли его привлекательность?
Легкая промышленность занимает огромный сегмент мировой экономики. Это 6% от мирового валового продукта, и за последние 10 лет этот показатель увеличился в 2 раза.
Традиционно к странам-лидерам относят: Китай, Южную Америку, Юго-Восточную и Среднюю Азию, но мы понимаем, что главным образом это связано с размещением там производств европейских брендов.
Емкость мирового рынка легкой промышленности огромна — это триллионы долларов (1,1 - 1,3 трлн. долларов). Российская емкость рынка составляет 3 трлн. рублей. Согласитесь, огромный экономический пласт, в котором малый и средний бизнес с оборотом 1 млрд. рублей практически не заметен. И кусочек от этого большого пирога выглядит очень даже аппетитно.
Легкая промышленность объединяет несколько подотраслей: текстильная, хлопчатобумажная, швейная, кожевенная и другие.
В России за последние 10 лет с 2009 по 2020 год производство выросло почти в 3 раза. Обратите здесь внимание на динамику роста: рынок постоянно растет, а значит он интересен.
В 2021 году по данным министерства промышленности РФ, объем производства товаров легкой промышленности с января по октябрь 2021 года увеличился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, составил 504, 5 млрд. рублей.
Объем потребления продукции легкой промышленности в январе — октябре 2021 составил около 1,4 трлн. руб.. Это на 5% выше, чем уровень соответствующего периода 2020 года.
Предположим, вы решили пойти в бизнес, связанный с легкой промышленностью. С какими задачами вам предстоит столкнуться: Россия хорошо обеспечена тканями для производства спецодежды, есть отдельные виды ситца, меха и кожи. В России практически не выращивают хлопок (ему необходимы особые условия по выращиванию). По данной причине, хлопок-сырец, а также различные хлопковые ткани завозят из Узбекистана и других стран.
Второе место по импорту составляют синтетические ткани, значительная часть которых родом из Европы, поэтому здесь приходит на помощь импортозамещение из Азиатских стран. Мы понимаем, что производство тканей — это дорогой и капиталоемкий процесс, доступный очень крупным компаниям, но новые реалии диктуют новые правила.
Доля импорта/экспорта
Импорт в России текстиля и обуви по итогам 2019 года составил 15,1 млрд. долл. США, что больше на 1,8% к 2018 году.
Основными импортерами одежды являются Китай и Бангладеш. Российский экспорт на мировом рынке крайне мал и составляет менее 1% от общего объема. По данным экспертов, основным направлением экспорта одежды являются Казахстан и Беларусь.
В 2019 году объем экспорта вырос на 4,5% по сравнению с 2018 годом и составил 1,5 млрд. долл. США.
В основном на экспорт идет одежда- 375 млн. долл., и обувь - 231 млн. долл. (41,7% структуры российского экспорта).
Возможности и риски
Мы понимаем, что производство тканей — это инвестиционно емкий процесс, доступный только крупным инвесторам. Малый и средний бизнес может посмотреть на те сферы, которые зависят или связанны с легкой промышленностью. Давайте обратим внимание на производство фурнитуры, к примеру. Еще можно присмотреться к обувному сегменту рынка: в целом импорт в России текстиля и обуви составил по итогам 2019 года 15,1 млрд. долларов, приблизительно 2 % прироста к предыдущему году. Основными партнерами являются Китай и Бангладеш. Экспорт России на мировом рынке крайне мал, что, конечно, говорит о низкой конкурентной способности в этой области.
Основными проблемами является технологическая и техническая отсталость, низкий уровень инвестиционной деятельности в отрасли, высокая доля импорта сырья и оборудования, социальная и кадровая проблема. Вместе с тем можно посмотреть на государственные меры поддержки текстильной и легкой промышленности, которые включены в программу министерства промышленности: «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
В последние годы государственная поддержка оказала достаточно ощутимое влияние на рост рынка Легпрома. Также наблюдается рост по подотраслям и предприятиям.
Общая сумма субсидий для предприятий легпрома в 2021 году — 2,28 млрд. рублей.
Специальные меры связанные с текущей ситуацией, можно найти на сайте правительства Российской Федерации:
https://gisp.gov.ru/navigator-measures/ru-RU?page=2&per-page=12
О перспективности рынка говорит количество открывающихся предприятий для примера:
- «ДОФ» и «SERG», Республика Дагестан — запуск двух обувных фабрик в Дагестане. «ДОФ» Общий объем инвестиций составил порядка 300 млн рублей. «SERG» Общий объем инвестиций вместе с покупкой оборудования составил порядка 300 млн рублей.
- «Втор-Ком», Челябинская область — запустил линию по производству синтетического волокна из вторсырья. Объем инвестиций — 540 млн рублей. Мощность — 24 тысяч тонн в год.
- «Инотекс», город Узловая (Тульская область) — компания построит новый завод по производству нетканых материалов мощностью 13 тыс. т готовой продукции в год. Проект стал возможен в том числе и благодаря займу Фонда развития промышленности (Группа ВЭБ.РФ) в объеме 499 млн руб. по флагманской программе ФРП «Проекты развития».
Европейские бренды, заявившие об уходе с рынка:
- H&M — шведская торговая сеть женской/мужской/детской одежды, обуви, аксессуаров (Швеция).
- ZARA — торговая сеть женской/мужской/детской одежды, обуви, аксессуаров (Испания, принадлежит корпорации «Inditex Group») Massimo Dutti - испанский бренд одежды. Принадлежит корпорации «Inditex Group».
- Bershka, Pull and Bear, Stradivarius — присоединились к числу брендов одежды, которые покинули Россию в 2022 в связи с санкциями (бренды корпорации «Inditex Group»).
- Marks & Spencer (M&S) — британский бренд одежды, обуви и аксессуаров.
- Adidas — немецкий спортивный бренд.
- Weekday — молодежный шведский бренд одежды.
- Monki — шведский бренд молодёжной женской, мужской одежды и обуви.
- Victoria‘s Secret — один из самых популярных в мире американских брендов нижнего белья тоже покинул российский рынок.
- Nike — спортивный бренд одежды, обуви и аксессуаров из Америки.
- Uniqlo — крупный японский бренд женской и мужской одежды. И другие.
Наряду с этим отмечу успешные кейсы Российских компаний в отрасли легкой промышленности:
- 12storeez. В 2014 году у основателей — Марины и Ирины Голомаздиных и Ивана Хохлова — было 2 млн руб. Однако, чтобы выйти на рынок, понадобилось всего 80 тыс. руб. - на закупку тканей и пошив одежды. Сами представители компании рассказывают, что в рекламу своей первой коллекции они не потратили ни рубля, а бренд получил столько поклонников, что на открытии первого московского магазина выстроилась очередь.
- ArnyPraht. Питерский бренд, у которой большая фамильная история. Марка специализируется на аксессуарах из экокожи, таким образом, делая выбор в пользу экологии. Кроме классических изделий - сумок, рюкзаков и кошельков, ARNY PRAHT часто запускает коллаборации с разными компаниями и выпускает лимитированные коллекции сумок- шоперов, пленеры и почее. Компания с завидной регулярностью поддерживает благотворительные организации и создает коллекции, тем самым привлекая внимание к социально значимым проблемам.
Таким образом мы видим, что рынок легкой промышленности является структурно сложным, но вместе с тем инвестиционно привлекательным, как для крупных инвестпроектов так и для малого и среднего бизнеса в отдельных его нишах и сегментах. Не стоит сбрасывать его со счетов. Углубляйтесь, пробуйте, рискуйте!