Найти в Дзене
Ваша попутчица

Вдовья долюшка.

Продолжение. Воспоминания моей тетушки, Евгении Павловны Ильиновой. Встреча в пути. В 1954 году Михаил с женой Аней возвращался из отпуска, который провел у матери, домой. сестру Нину взяли с собой погостить. Ехали поездом в плацкартном вагоне, были уже на Украине, когда на одной из станций Миша решил сбегать за пирожками. Аня и Нина ждали его в тамбуре, продолжая начатый еще в вагоне разговор. "Это я Ильинова,- громко говорила Нина, - по крови. И мама, и папа у меня Ильиновы. А ты только по мужу Ильинова, Можно сказать - "сбоку припеку". "Нет, - возражала Аня, настоящая Ильинова я и дети мои Ильиновы будут. А вот ты выйдешь замуж и прощай девичья фамилия, будешь какой-нибудь Ветровой. Проходивший в этот момент мимо вагона мужчина в фуражке, с мешком за спиной, вдруг вернулся и говорит: "Вы откуда, девчата?" Нина, нахмурившись, недовольно проговорила: "Шли бы вы домой, дяденька, подальше." Ане стало стыдно за золовку и она ответила: " Из Астрахани." "Слышал про Ильиновых говорили. Из
Оглавление

Продолжение.

Воспоминания моей тетушки, Евгении Павловны Ильиновой.

Встреча в пути.

В 1954 году Михаил с женой Аней возвращался из отпуска, который провел у матери, домой. сестру Нину взяли с собой погостить. Ехали поездом в плацкартном вагоне, были уже на Украине, когда на одной из станций Миша решил сбегать за пирожками. Аня и Нина ждали его в тамбуре, продолжая начатый еще в вагоне разговор. "Это я Ильинова,- громко говорила Нина, - по крови. И мама, и папа у меня Ильиновы. А ты только по мужу Ильинова, Можно сказать - "сбоку припеку". "Нет, - возражала Аня, настоящая Ильинова я и дети мои Ильиновы будут. А вот ты выйдешь замуж и прощай девичья фамилия, будешь какой-нибудь Ветровой.

Проходивший в этот момент мимо вагона мужчина в фуражке, с мешком за спиной, вдруг вернулся и говорит: "Вы откуда, девчата?" Нина, нахмурившись, недовольно проговорила: "Шли бы вы домой, дяденька, подальше." Ане стало стыдно за золовку и она ответила: " Из Астрахани." "Слышал про Ильиновых говорили. Из Караванного?" - поинтересовался он. "Да, оттуда."- растерянно ответила Аня. Незнакомец обрадовался такой встрече, снял со спины мешок, поставил у ног и с волнением проговорил: " А у меня там...- он задумался, снял фуражку, и, теребя ее, продолжил, - знакомые живут: Тимофей Ильинов, Яков Барненков. Аня пожала плечами. А Нина, еще сердитая, ответила: "Знаю их. Я же Ильинова. Дядя Тимофей - родной брат моего отца. А дядя Яков - двоюродный". Мужчина, не сводя глаз с Нины, стал расспрашивать о знакомых, их семьях, родне. Нина заливалась соловьем. Вскоре объявили отправление поезда. "Что - то Миши долго нет, - заволновалась Аня. "Миша - мой родной брат. Он за пирожками пошел." - затараторила Нина, обращаясь к незнакомцу. Тот вдруг засуетился, быстренько надел фуражку, вскинул мешок за спину и поспешил по своим делам. тут же подошел и Миша. Девчата рассказали ему о незнакомце и показали его в толпе. Тот шел быстро, не оглядываясь. Миша разглядел только мелькнувшие в толпе фуражку и мешок. Хотел было побежать во след, да состав тронулся.

В вагоне Миша несколько раз расспрашивал с пристрастием Аню и Нину о встрече. Задумавшись, тяжело вздохнул и сказал: " а вам не приходило в голову, почему он обо всей родне расспросил и только о нашем отце даже не заикнулся? Может этот дядька - наш отец! Аня и Нина, ошарашенные таким предположением, не могли прийти в себя. Потом, вспоминая подробности встречи, Аня отметила, что незнакомец был очень взволнован, глаз не сводил с Нины, его облик смутно напоминал ей кого-то из знакомых. Мужчина явно никуда поначалу не спешил и только при упоминании о Мише вдруг сразу заторопился.

Как же корила мама и Аню, и Нину, когда узнала об этой встрече! "Ну ладно, Нина, у нее ветер в голове "Ильинова, Ильинова!" - передразнивала она дочь. "Но ты, Аня, что же ты не спросила, кто он, откуда?" На слова Миши, что он видел его со спины, она ответила: "Я бы и со спины его угадала." В итоге, взвесив все "за" и "против", решили, что встреча эта подтверждает слова знахаря и это первая весточа о том, что отец, возможно, жив.

Жизнь пошла своим чередом. Мама надумала строить дом: просторный, теплый, как и мечтали они с отцом. В 1959 году справили новоселье. Но землянку еще долго не ломали. Приспособили под летнюю кухню. Соседки не раз спрашивали: " Мария, когда же ломать будешь? Не ровен час, рухнет и вас придавит". "Не рухнет, - отвечала мама, - строили с Павлом на совесть, дл себя старались. Вдруг он вернется, а землянки нет, он двор не угадает и пройдет мимо." "Как же, вернется! Сколько лет прошло. Если бы надумал, давно бы вернулся или письмо какое-то прислал, покаялся." "Ничего, придет время, даст о себе знать," - отвечала мама. Время пришло в начале 70-х.

Еня из "Крестьянки".

Нина несколько лет выписывала журнал "Крестьянка".Однажды, полистав чистый номер, наткнулась на снимок, с которого на не смотрела, только чуть помоложе, "Ну вылитая наша Еня!"- сказала она, показывая это фото своей дочери. "Да, похожа", - согласилась Маша, - "Сейчас почитаем и узнаем, кто она". Когда прочитали, то удивились еще больше, потому что на снимке была моя полная тезка: "Евгения Павловна Ильинова", доярка с Украины, передовик производства. И снова наша семья строила версии и находила, как нам казалось, неопровержимые доказательства в пользу того, что отец жив. "Очень Еню свою любил, в свободное время с рук не спуска, видно скучал по ней, вот и назвал дочку тем же именем", - говорила мама. Нина добавляла: " И потом, это же она в тех краях, где с нами на станции разговаривал незнакомец."

Ильинов Павел Семёнович.
Ильинов Павел Семёнович.

Решили написать девушке, изображенной в "Крестьянке", письмо на Украину, думали, что ее ответ развеет все сомнения. Только напрасно надеялись. На несколько наших писем никто не ответил, На наш взгляд, это говорило в пользу того, что отец жив, а Еня с Украины - его дочь. А еще через несколько лет произошел такой случай.

Незванные гости.

Нюся прибиралась по дому, когда в дверь постучали. Вошли двое молодых, хорошо одетых мужчин. " А мы к вам в гости. Вы - Ильинова?" - сказали они. "Гостей не ждала, но проходите, коль пришли." Нюся пригласила их присесть на диван и спросила: " И зачем я вам понадобилась?" " Да вот, для истории беседуем с людьми, расспрашиваем о прошлом. Вы ведь войну хорошо помните?" " Как же ее забудешь." - был ответ.

Потом, вспоминая эту беседу, Нюся удивлялась. Больше часа проговорили, но так и не спросила, кто они, откуда, почему именно к ней пришли. Расспрашивали только о нашей семье. Я рассказала, как жили в войну, о себе, о сестрах, о братьях, о наших семьях, о родне, о новом доме.

Когда сказала, что, несмотря на все тяготы жизни мама и нас на ноги поставила, и внуков помогает растить, вот правнуков дождалась. Тогда один из них, как показалось, с какой-то скрытой усмешкой сказал: "Что же, и замуж она больше не выходила?" Я с обидой за маму, повысив голос, сердито ответила: "Семеро на руках. Когда ей было на мужиков заглядываться? Да и кто обрадуется приданному в семь ртов?" Гости вдруг смутились, поблагодарили за беседу, торопливо попрощались и ушли.

Уже к вечеру Нюся решила расспросить соседок, что за мужчины ходили по селу с расспросами. Выяснилось, что приехали они на машине, спросили Ильиновых. Одна из соседок указала на двор: "Зайдите к Нюсе, она в девках Ильинова была." "Ни к кому они больше не заходили, сразу уехали." Так и осталось загадкой, кто и откуда были эти гости.

Мама уверяла, что это и есть ответ на наши письма на Украину. "Теперь успокоит Павел свою душу, когда расскажут ему, как тут, на родине живут", - говорила она нам. "Да он никогда и не переживал", - отвечали мы. "Нет", - качала головой мама, - "Переживал. Разве семь родных душ забудешь?" Но мы не сдавались: "Тогда почему к нам не вернулся." "Что тут скажешь - война. Кто знает, как у него судьба складывалась. Может, он той бабе жизнью обязан. Мужик совестливый. Вот и остался... Если бы не было войны", - с горечью вздыхала мама.

На 94 году жизни не стало Марии Михайловны Ильиновой. Теперь уже правнуки строят свои свои версии случившегося. Обращались и в " Жди меня", но результата не было. Может быть, когда-нибудь и приоткроется тайна судьбы Павла Семеновича Ильинова, родного брата моего дедушки.

P.S. Дорогие читатели, прошу вас поставить "класс" на эту публикацию. Хочется, чтобы как можно больше читателей ее увидели. Для нас это важно, ведь мы надеемся, что кто-то откликнется. Тайное всегда становится явным.

#ваша попутчица #разные истории #