Найти тему
Литература о жизни

Фантастическое стихотворение про весеннюю березку в сережках. Илья Сельвинский.

В эту пору сезона решила я просмотреть все стихотворения, которые у нас существуют про березку в сережках. Уж очень радуют глаз эти милые золотистые украшения, самое первое одеяние для берез после долгой зимы. Еще и листочков нет, но сережки уже одевают березу золотистым пушком.

Я нашла стихотворение "Береза", которого раньше не знала, и которое меня впечатлило:

Берёзка в розоватой коже
Стоит, серёжками струясь.
А на берёзке — тёмный глаз
На око девичье похожий.
Однажды, перейдя межу,
Я шёл по молодому лугу,
Но увидал, но подхожу —
И мы глядим в глаза друг другу.
Она как будто вся горит,
Как бы испытывает душу
И… только что не говорит.
И — чёрт возьми! — Не знаю сам,
Но я подпал под обаянье
Простого дерева. Глазам
Берёзки этой изваянье
Предстало, точно древний рок.
Так женственно сияло тело,
Так горестно она глядела,
И был в зрачке такой упрёк,
Что я смутился и пойти
Решил не лугом, а деревней,
Как будто встретился в пути
С заворожённою царевной.

(межа - полоса необработанной земли между соседними участками.)

Илья Сельвинский (1899 - 1968) вошел в историю как теоретик и практик конструктивизма в пору конца Серебряного века, оппонент Маяковского и раскаявшийся участник травли против Пастернака.

Следы конструктивизма слышны в этом стихотворении - это прозаизмы: чёрт возьми!, нарочито разговорный стиль повествования.

Но в то же время, присутствует в стихотворении и фантастический элемент.

От лирического героя-рассказчика исходят обыденные прозаизмы, а от березы - фантастика, которая облечена в более возвышенные слова (обаянье, изваянье, древний рок...)

И контраст между разговорностью стиля, относящегося к рассказчику, и фантастическим содержанием, относящимся к березке, - это, возможно, именно то, что вызывает мурашки.

Присутствием легкой чертовщинки, стихотворение мне напомнило "Бежин луг" Тургенева. Но у Тургенева природа лишь вмещает в себя природных духов, имеющих другое конкретное обличье, а у Сельвинского сама береза предстала как воплощение женской души.

Для конструктивизма было характерно и «введение в область поэзии приемов прозы». И действительно, "Береза" привлекает именно повествованием, сюжетом ("Однажды, перейдя межу..."). Это стихотворение-повествование, чем напоминает балладу или мини-поэму. Но поскольку в стихотворении преобладает таинственный элемент и драматизм (Так горестно она глядела, И был в зрачке такой упрёк), то я бы отнесла его к балладе. Только эта баллада, к сожалению, закончилась, едва начавшись. Это своеобразная вариация жанра баллады - не вся история, а намек на историю, рассказывать о которой дальше герой ... отказывается, поскольку душу его обуревает суеверный страх.