Найти тему
Мутное время

Богово выше Царева. Главный вопрос Смуты.

Борьба светского правителя, как ты его не назови, и первосвященника – сюжет частый и не только про нашу Смуту.

История средневековой Европы – бесконечная и страшно кровавая война Гвельфов и Гибеллинов, сторонников диктата папы и императора. Война отчаянная и взаимно самоубийственная. Уничтожение (физическое) успешной и эффективной династии Гогенштауфенов стало предтечей смуты в Риме с антипапами и Авиньонским постыдным пленом.

Фридрих Гогенштауфен - Иван Грозный средневековой Европы. Даже освобождение Иерусалима не спасло его от папского гнева, а его династию от уничтожения. Из свободных источников.
Фридрих Гогенштауфен - Иван Грозный средневековой Европы. Даже освобождение Иерусалима не спасло его от папского гнева, а его династию от уничтожения. Из свободных источников.

История персидской империи начинается со страшной гражданской войны, где сначала Гаумата (первосвященник) убивает брата Камбиза (царь-воин, завоеватель Египта, Судана и т.д.), а затем сам гибнет от руки дальнего родственника Дария, тоже царя-воина. Пройдет полторы сотни лет и история развернется обратно, а, активно участвовавшие в ней иудеи, даже ежегодно будут вспоминать об этом в Пурим.

В ранней Византии Исаврийская династия, отбившись от арабов, пойдет на конфликт с церковью и 70 лет будет бороться с иконопочитателями страшнее, чем с внешними врагами. Свергнута, вырезана чуть не до последнего человека.

Даже в истории императорского Рима святотатцы в тиаре не заживались. Калигула, Гелиогебал, разве что вот Константин сумел совершить религиозную реформу и выжить. Впрочем, он вообще очень мудрый и решительный политик, сумевший буквально насильно оттащить Рим от края пропасти. Но сегодня не о нем.

Даже Османская империя, в целом достаточно веротерпимое государство, переживало конфликты султана и шейх-уль-ислама с очень переменным для султанов успехом. Ровесники Смуты Осман II и Ибрагим Дели, к примеру, не пережили.

Султан Порты Ибрагим Дели. Наглядное доказательство того, что ссорится со священниками и домогаться их дочек опасно даже султанам. Из свободных источников
Султан Порты Ибрагим Дели. Наглядное доказательство того, что ссорится со священниками и домогаться их дочек опасно даже султанам. Из свободных источников

Церковь в эпоху Смуты была искренне активна и порой даже эффективна. Потом светские Романовы и антиклерикальные большевики затирали ее роль, а зря.

Начнем.

Великое Московское княжество – продукт совместного творчества Орды и Церкви, причем акции явно делились по правилу Парето в пользу второй.

Первый взлет Москвы случился на фоне конфликта митрополита Владимирского Петра Ратенского с великим князем Владимирским и Тверским Михаилом Ярославовичем. Борьба была вполне себе равная, но митрополит сумел перетянуть на свою сторону и большую часть духовенства (за исключением тверского клира, последовательно доносившего на него в Константинополь), и князей, соборы которых раз за разом становились на сторону святителя в ущерб суровому князю. Ну и Орда после продолжительных колебаний тоже поддержала Петра. Логика в общем прозрачная – слабого поддержали против сильного, чтобы был ласковее и сговорчивее.

Митрополит Петр Московский он же Ратенский. Больше всех причастен к столичному статусу города-героя Москвы. Из свободных источников
Митрополит Петр Московский он же Ратенский. Больше всех причастен к столичному статусу города-героя Москвы. Из свободных источников

Иван Данилович Калита получил престол волей хана по представлению митрополита. Формальных прав сын младшего сына Александра Невского не имел т.к. его отец великим князем так и не стал. Как и князем тверским (хотя очень хотел).

История взлета Даниловичей чем-то напоминает взлет Габсбургов в Священной Римской Империи. Тоже безродные, но дельные и поддержанные церковью. Тоже долгое время верные слуги, по сути министры обороны святого престола.

В тяжелые времена именно церковь раз за разом спасала Даниловичей от катастроф (или после катастроф). Посягательства на великокняжеский престол Нижегородских, Тверских, Литовских великих князей, наезды Орды – всё это купировалось мудрыми митрополитами даже в большей степени, чем великими князьями московскими.

Когда церкви потребовался противовес (и таран) католической Литве, она поддержала преобразование весьма рыхлого великого княжества с десятком княжеских династий в аналог царства (а потом и реальное царство). Иван III, конечно, гениальный политик и воин, но без поддержки церкви у него бы ничего не вышло. Венчал робеющего венчаться Ивана IV митрополит Макарий, истинный создатель проекта «Московское царство оно же третий Рим».

Митрополит Макарий, основатель Московского царства. Из открытых источников
Митрополит Макарий, основатель Московского царства. Из открытых источников

Верно и обратное. Когда великие князья забывались и шли на конфликт с митрополитами, проблемы у них начинались быстро и больно. Для Дмитрия Донского конфликт с митрополитом Киприаном закончился дымящимися руинами Москвы и развалом государства. Для Ивана III с его нестяжателями – казнью многих преданных сторонников. В целом именно с конфликта Ивана III с иосифлянами начался взлёт Шуйских, до того опальных (а тут готовая альтернативная династия).

Раннего Ивана Грозного митрополит Макарий даже сажал под арест за несогласие с политикой партии. Когда же царь огрызнулся опричниной – церковь ответила развалом страны, дымящимися руинами Москвы (опять), черными легендами в летописях. Видимо именно в это время, глядя на царя-реформатора, увлекающегося идеями протестантизма и секуляризации церковных земель на нужды армии, лидеры клира и решили, что с Даниловичами пора заканчивать. Политической задачи – возврата Киевской митрополии- они решить не смогли. Более того – рвутся наводить порядки в самой церкви и отбирать у нее землю. Еще хуже Симеон Бекбулатович и его дети, некрепкие в вере вплоть до принятия унии и еще более одиозные сторонники секуляризации церковных земель.

Несложно увидеть, что консервативное крыло РПЦ в Смуте повторит ход 300 летней давности и будет поддерживать малолегитимных, но лояльных и послушных отпрысков боярских и княжеских родов. И целью для него будет уже просто удержать свое. Власть, влияние, вера. К чёрту экспансию в Литву и староордынские земли. Потом. Люди, с точки зрения которых Русь подошла к опасности впадения в ересь и отступничество, сражались за Святую Русь мечом, золотом и пером писца. И победили, пусть и ценой невообразимых жертв. Идеалом для них была новгородская модель, где царь исполняет обязанности министра обороны при святом патриархе. Именно так жили и правили Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов.

Симеоновичей вырезали под корень уже к 1608 (или 1612, если Лжедмитрий IV «астраханский вор», из них). Убийство и глумление над Дмитрием Симеоновичем (Лжедмитрием I канонической истории) – дело рук боевых чернецов. Это прямо описано в летописях. Шуйский явно не против, но в основном занимается спасением знати (и польских послов) от разгула стихии. А потом Симеоновичей вырезали из летописей, подвергнув где-то шельмованию, где-то замалчиванию. Не против были уже Романовы, ибо зачем им соперники.

Даниловичи держались до конца 1610 (если считать по Дмитрию «Тушинскому вору») или до 1614 (если считать по его несчастному сыну «Ворёнку»). Наиболее известная операция его войны – неудачная осада Троице-Сергиевой Лавры. Монахи стояли насмерть против войск князя, героизм защитников бесспорен.

Попытка воцарения царевичей из династии Васа (Владислава и Карла-Филиппа) также была блокирована РПЦ. Именно на церковные деньги и при поддержке церковной дипломатии было создано и победило второе ополчение. Победило с колоссальным трудом и напряжением всех сил. Во многом потому, что за спинами шведских царевичей (один кандидат приходился другому двоюродным дядей) стоял папский престол, который как мог поддерживал Сигизмунда Васу.

Но роль папства в этой истории – тема для большой отдельной статьи.

РПЦ последовательно поддерживало в Смуте сначала Годуновых (бояре, право на престол по женской линии от Фёдора), потом Шуйских (принцы крови из старших Рюриковичей), потом Романовых (см. Годуновы).

Патриарх Гермоген. Победил в Смуте, не пожалев жизни. Из открытых источников
Патриарх Гермоген. Победил в Смуте, не пожалев жизни. Из открытых источников

В целом своих целей РПЦ достигло, но с оговорками, стоившими результатов в будущем.

Ослабление царской власти привело к череде внешнеполитических неудач. Московия откатилась в своей экспансии на сотню лет, за которые Литовскую Русь окончательно ополячили и затянули в униатство. Даниловичи или Симеоновичи, не будь изматывающей внутренней войны, вполне могли дойти до Киева и Вильно раньше и удержать их. Митрополит Московский не смог отстоять почти половину своего потенциального клира.

Многие противники консервативного крыла РПЦ мало того, что выжили, так еще и остались в боярской думе и царской семье. Самые известные из них станут дедами петровской элиты – Шереметьевы, Голицыны, Салтыковы.

Примат патриарха над царем держался до времен конфликта Никона с Алексеем Михайловичем. Романовы полвека ломали политическую власть церкви и всё же одолели. Устроив церкви ее собственную смуту. Карма она такая.

Патриарх Никон. Вверг церковь в Смуту и проиграл царю. Из открытых источников
Патриарх Никон. Вверг церковь в Смуту и проиграл царю. Из открытых источников

Секуляризацию церковных земель посмела провести только Екатерина II, словившая в отместку череду жесточайших бунтов, превративших ее царствование в череду гражданских и внешних войн. Впрочем, имперская армия вывезла.

Вот и получается, что Богово выше Царева. Но впоследствии Синодово ниже Императорова.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц