Найти тему
Полный абзац

Секрет успеха книг Владимира Сорокина

Недавно писала о том, что восемь книг Владимира Сорокина переведут на иностранные языки. А издатели уже прогнозируют им успех. Сегодня поговорим о том, в чём же секрет успеха его книг.

В начале 1980-х годов Сорокин присоединился к московскому литературному андеграунду / The New York Times
В начале 1980-х годов Сорокин присоединился к московскому литературному андеграунду / The New York Times

Владимир Сорокин вырос в Москве в семье профессора металлургии. Будучи школьником, он зарабатывал деньги написанием эротических рассказов, которые продавал одноклассникам. После школы будущий писатель поступил в Московский институт нефти и газа, где учился на инженера. Но его больше привлекало изобразительное искусство, а не большие возможности сырьевого рынка. Поэтому он устроился работать карикатуристом в журнале для коммунистической молодёжи, а затем иллюстратором детских книг и графическим дизайнером.

В начале 1980-х годов Сорокин стал частью подпольного литературного мира Москвы, тогда же он написал свой первый роман «Очередь» с отсылкой к советской бюрократии и угнетению. В книге показаны фрагменты разговоров между людьми, которые часами стоят в очереди в попытке купить хоть какие-нибудь товары.

В 1985 году роман «Очередь» опубликовали во Франции. После этого на родине писателя назвали «скользким провокатором». Выехать за пределы России Сорокин смог только после распада Советского Союза.

«Он был мастером высмеивания режима» — сказала Маша Гессен, русско-американская писательница и автор в The New Yorker. «Он считал советскую власть нелепой, а конфронтацию с ней абсурдной».

Сорокин в своей студии / The New York Times
Сорокин в своей студии / The New York Times

В течение следующего десятилетия Сорокин написал серию экспериментальных книг, в которых изучал, как язык и идеология служили советским властям. В романе «Норма», который вышел в начале 1990-х, писатель создал откровенно грубую метафору государственной пропаганды: граждане должны были глотать смрадно пахнущие фекальные вещества из пакетов, которые распространяло правительство.

«Он говорил тоталитарному государству, что у него нет монополии на сферу мыслей и смыслов, что они не принадлежат государству» — сказал доцент славянских языков и литературы Гарвардского университета Нариман Скаков.

В начале 2000-х годов Владимир Сорокин был встревожен ущемлением гражданских свобод и растущим изоляционизмом новой власти. Всё это писатель рассматривал как возвращение в жестокости средневековой России. Эти наблюдения побудили его написать самую политически острую книгу «День опричника», действие которой происходит в ближайшем будущем в России с царской диктатурой.

«Я видел признаки изменения российского общества, которые пахли средневековьем», — сказал Сорокин. «Многие критики сказали, что, возможно, у меня было сильное похмелье, чтобы написать такое. Но прошло несколько лет, и они перестали смеяться, потому что почувствовали запах средневековья в своей жизни».

Обложка романа «Теллурия» на английском языке / The New York Times
Обложка романа «Теллурия» на английском языке / The New York Times

С того момента Сорокин расширил своё видение футуристической «новой средневековой» России. В сборнике рассказов «Сахарный Кремль», а также в романах «Теллурия» и «Манарага» Россия стала более авторитарной, милитаристской и отсталой. Во время пандемии писатель закончил последний роман из цикла о средневековой России «Доктор Гарин».

«Доктор Гарин» — это футуристическая антиутопия. Действие романа происходит в разрушенной ядерной войной России с военной диктатурой и расой изгоев — генетически модифицированных суперсолдат. Сорокин рассказывает о враче, который работает в санатории и хочет примкнуть к небольшой группе причудливых «политических существ». Роман невозможно классифицировать, как и большую часть работ Сорокина. Это дикая смесь киберпанка, фэнтези, сатиры и научной фантастики, которая усеяна дневниковыми записями и диссидентской литературой советской эпохи.

Сорокин говорит, что его привлекают футуристические и фантастические условия в его произведениях. Потому что так он может быть более объективным для изучения хаоса и нестабильности настоящего.

«Мир меняется настолько непредсказуемо, что классическая реалистичная проза не может догнать его», — говорит Владимир Сорокин. «Это как стрелять в птицу, которая уже улетела. Вот почему я предпочитаю сложную оптику. Чтобы увидеть то, что реально, вам нужны два телескопа. Один — из прошлого, а другой — из будущего».

Поддержите мой блог ежемесячной подпиской на Patreon (для тех, кто за пределами России) или на Boosty (для тех, кто в России), а также разовым донатом на любую сумму в форме ниже.

#владимир сорокин #русская литература #современная русская литература #русские писатели #фантастический роман #научная фантастика #антиутопии #киберпанк #история россии #современная россия