Найти тему
С кошкой в Турцию

О турецкой доставке и покупках в интернет-магазинах.

Всем привет!

Живя в России, мы с мужем довольно часто делали покупки в интернет-магазинах с доставкой на дом. И делать это начали довольно давно, а не когда всем нам объявили про некую мифическую "пиндимию" и наказали в магазины не ходить, а спасать мир, лёжа на диване.

Свои первые заказы мы делали в Озоне, когда они торговали только книгами (это не реклама, просто констатация факта). Потом к ним прибавились диски с музыкой и фильмами. Там ещё даже кассеты для магнитофона были в наличии! Вот уже сколько лет мы являемся приверженцами дистанционных покупок 😉

Со временем стали покупать с доставкой и одежду с обувью (непременно с предварительной примеркой!), мебель, домашний текстиль и даже продукты.

Конечно, без возвратов не обходилось, но процент их был не большой. Да и процесс возврата у нас в городе максимально упрощён: на сайте заполняешь специальную форму, пишешь причину возврата и относишь не подошедший товар в пункт выдачи. Деньги возвращаются на ту же карту, с которой платил. Всё очень удобно и понятно.

Я люблю делать покупки в интернет-магазинах, поскольку мне это удобно: без суеты, не толкаясь в магазинах, спокойно выбрать то, что мне надо из массы предложений. Покрутить фото предмета со всех сторон, сравнить с аналогами, изучить состав, почитать отзывы других покупателей, посмотреть видео-обзоры, если речь идёт о технике.

Очень нравится заказывать тяжёлые вещи: крупы, консервацию, бытовую химию и тому подобное. Некоторые мои заказы тянули на 40-50 кг. Машины у нас нет. На своих двоих столько ни за что из магазина не донесёшь!

Я предпочитаю, чтобы 2-3 упаковки минеральной воды (6 бутылок по 1,5 литра в каждой!), мешок наполнителя для кошачьего туалета весом в 10 кг и упаковку стирального порошка килограмм на 12, мне поднимал на четвёртый этаж без лифта курьер. Мне ТАК удобно 😊 А к хорошему, как известно, быстро привыкаешь.

Приехав в Турцию, мы несколько загрустили без привычной доставки... Пришлось как "в древние времена" носить все покупки домой ручками-ножками 😕 Для облегчения больших покупок даже последовали примеру турецких хозяек и обзавелись сумкой на колёсиках.

У нас все ржать хохотать начинают, стоит лишь сказать, что мы ходим на рынок с сумкой на колёсиках 😆 А в Турции в этом не видят ничего смешного. Это действительно очень облегчает еженедельные закупки фруктами-овощами. Тут с такими тележками спокойно можно встретить не только степенных пенсионеров, но и молоденьких барышень, и атлетичных молодцев. Ну, правда же, это удобно! И руки освобождаются, и не тяжело.

Мы с этой арбой и за кошкиными наполнителями ходим. Зачем тащить 6-10 кг в руках, если можно довезти на колёсиках? К сожалению, тележка не решает всех проблем с покупками. Не может она сравниться с интернет-магазинами, к которым мы так привыкли... 😥

И решила я разобраться, как в Турции обстоит дело с интернет-покупками. Оказалось, что вполне себе обстоит. Есть тут интернет-магазины, и доставка из них есть, и самовывоз, всё есть. Пользуются люди, отзывы пишут, всё нормально. Ура, живём😁

Наиболее популярными, как я поняла, являются 2 магазина: trendyol.com и hepsiburada.com (про них я далее и буду писать).

Осталась самая "малость": разобраться как сие работает? Языком турецким мы владеем на уровне "здравствуйте - спасибо" 😊 Поспрашивали у нескольких соседей-знакомых, давно тут живущих. Может кто поможет сделать первый заказ, подскажет куда нажимать-то, чтоб ничего не сломать 🙄 Оказалось, что здесь практически никто дистанционные покупки не практикует. Не пользуются. О как!

Но глаза боятся, а руки-то делают. Коль приспичит заказать чего-нибудь полезного, без чего прям жить больше не можешь - обязательно разберёшься 😋 Потыкались-помыкались по страничкам с товарами заморскими, электронным переводчиком вооружившись, да и разобрались. Одна голова - хорошо, а две - хоть и не красиво, но соображают вроде получше 😉

Оказалось, что оба тех магазина по конструкции сильно похожи на наши, типа того же Озона. Разнообразие и выбор товаров - достойные, вполне устроили нас. Цены чаще всего ниже, чем при оффлайн покупках. Как зарегистрироваться и привязать платёжную карту тоже поняли, проблем не возникло.

Первая проблема обнаружилась при поиске некоторых предметов. Сказалась разница в языках. В турецком нет аналогов многих наших слов... Например, так и не удалось найти машинку для удаления катышков 🤭 Слово "катышки" тут явно отсутствует и я пока не поняла чем оно может заменяться. Будем искать...

Так же трудно было найти новую когтеточку для кошки. Переводчик выдавал что-то для затачивания лап! 🙀 Не, лапы нам затачивать не надо. Кисё не позволит. В результате нашла! Название оказалось типа "кошка царапать картон".

И тут меня поразила догадка! А что, если в поиске вбивать набор слов, как в китайских магазинах? "Нога здоровье каша" или "кошелёк любит рыба" или другой бредовый набор слов, связанных с искомым предметом? И дело сразу пошло на лад 😎

По запросу "крючок стена вешать" я нашла нужные мне крючки для полотенец. "Шкаф полка металл" - и я заказываю изумительные подвесные корзинки для кухонных полок. В общем, разобрались 😉

Итак, зарегистрировались, корзину набрали, адрес свой внесли, начинаем оформлять заказ, и обнаруживаем ещё нюанс. Все эти товары продают совершенно разные продавцы. Получается 6 продавцов и 6 доставок 😧 А бесплатная доставка будет только при покупке от 60 лир у каждого продавца. То есть, при маленькой покупке в одном из магазинов приходится что-то добавлять, чтобы дотянуть до 60 лир.

Вот почему нельзя все заказанные товары собрать вместе в одну коробку, и привезти за 1 раз, а не растягивать на 6 разных доставок?

Но почему-то нельзя и приходится с этим мириться. И как-то приспосабливаться. Потому как сроки доставки, указанные в личном кабинете на сайте, они ... скажем так ... весьма приблизительные. И похоже, не обязательны к соблюдению. Например, сегодня нам привезли то, что планировали доставить только через 5 дней🤨

В итоге, через день после оформления заказа, утром одна курьерская служба доставки привозит маленький пакетик. Вечером вторая привозит следующий пакет. Ещё через день, в течение дня могут привезти ещё пару-тройку коробочек-пакетиков. И бегай их собирай 😕

Почему и куда "бегай-собирай" спросит внимательный читатель? Сейчас расскажу.

Мы живём в "охраняемом" комплексе, территория которого обнесена забором. Есть ворота для въезда машин и рядом калитка для пешеходов. Всё на магнитных замках, с дистанционным пультом для открытия ворот и магнитным ключом для калитки. Тут же расположен пост охраны. Но охранника у нас сейчас нет, поскольку предыдущий уволился по болезни, а нового пока не подобрали.

Вот наша временно пустующая "будка" охранника на въезде в комплекс.
Вот наша временно пустующая "будка" охранника на въезде в комплекс.

Я так привыкла, что у нас в России курьер обычно звонит по телефону за час-полтора до прибытия и спрашивает дома ты или нет, сообщает через сколько он приедет, будет ли это удобно? Все курьеры так делали, из самых разных магазинов. Заказ приносили непосредственно в квартиру, ты его принимаешь из рук в руки. Это нормально и привычно. Было.

А тут с турецкой доставкой вот что оказалось. Сначала тебе приходит СМС, что заказ № такой-то будет доставлен сегодня. Ну ок.

Потом приходит СМС, что он в пути. Тоже ок.

А потом внезапно падает СМС, что этот заказ тебе доставлен! И вообще, оцени уже работу полевого сотрудника. Как так??? 😨

Как доставлен? Когда? Кому? Может его ошибочно доставили кому-то другому? Где теперь искать наши покупки? Как деньги возвращать? В общем, в первый раз у нас была практически паника от такой СМСки.

Муж обулся и стремглав выскочил из квартиры, может получится догнать того нерадивого курьера, который ничего не доставил, а отчитался, что доставил.

Через минуту присылает мне следующее фото:

Турецкая "доставка" во всей красе.
Турецкая "доставка" во всей красе.

На табуретке за будкой охранника свалены в кучу наши пакеты. Рядом ещё коробка с чьим-то ручным пылесосом. Мы были поражены таким способом доставки! Это же всё денег стоит, вообще-то.

Свалили как мусор, без присмотра, чуть не в чистом поле! А если их украдут? Там через калитку перемахнуть - как делать нечего! И забирай спокойно, вокруг нет никого.

На коробке с пылесосом как положено адрес приклеен, муж зашёл по пути в ту квартиру, сказал, что там их "доставка прибыла". Соседи тоже в шоке. Глаза на лоб! Говорят: "Мы даже не поняли, что это за СМС."

Как мы со временем узнали, только курьер компании MNG kargo звонит и сообщает, что через 5 минут приедет к тебе. И через минуту уже паркуется перед воротами. 😁Но ты всё-таки имеешь шанс к нему выйти и принять свою посылку из рук в руки.

И только этот же курьер соглашался нас подождать аж 20 (!) минут у ворот, когда нас не было дома и мужу нужно было быстренько до него добежать. Это единственная такая более-менее адекватная компания доставки. Что творят другие - для нас каждый раз стресс...

Например, приходит СМС, что доставка будет через 2-3 часа. Мы, уже наученные всяким опытом, сразу стартуем с места и прибываем домой минут через 15 после этого звонка. И тут же звонит этот курьер (из компании ARAS kargo) и говорит, что он уже на месте (никакой речи про 2-3 часа нет). Муж идёт к воротам. А у него как назло нога болела в тот день (подвернул что ли...)

И вот он уже метрах в семи от ворот. Хромая, изо всех сил, торопится как может. Видит этого курьера. Машет ему рукой. Курьер его тоже видит. И внезапно кидает в направлении мужа свёрток с нашим заказом. 😵

Да, не дожидается секунд 10 и передаёт покупателю, а просто швыряет его через забор! Разворачивается и спокойно уходит. На глазах у обалдевшего мужа, садится в свою машину и тут же отбивает ему СМС, что заказ доставлен. Вот это сервис... 😨

Хорошо ещё, что в том свёртке была подушка для кресла. А если бы что-то, что могло сломаться? Я не знаю... У меня слов нет... Впрочем, нет. Описать работу доставки турецких интернет-магазинов я могу двумя словами: разгильдяйство и наплевательство. За редким исключением, к которому я отношу (пока) компанию MNG kargo.

А в основном, практически все курьеры (и из государственной турецкой почты PTT, в том числе), оставляют наши заказы (и не только наши) на той самой табуретке за будкой охранника на въезде в наш комплекс. На улице. Почему??? Ведь получается, что они могут войти на территорию.

Что им мешает зайти непосредственно в дом, подойти к квартире, номер которой написан в сопроводительных документах, и нажать на кнопку звонка? Что мешает хотя бы позвонить по телефону, который также указан в накладной, приклеенной к заказу? Просто сказать, что ты привёз заказ. Чтобы человек мог сразу выйти и забрать его. Что бы покупки не валялись во дворе без присмотра.

У меня нет ответов на эти вопросы... Я не понимаю, что им мешает.

Но как-то эта система всё же работает. Хоть так, но в результате мы всё же получаем свои заказы. Хоть нервов это стоит прилично...

Самые беспроблемные 2 доставки у нас получились при крупных покупках предметов мебели: диван на балкон и кресло-качалка. Вот их занесли непосредственно в квартиру. И всё. Всё остальное в квартиру почему-то не приносят, во дворе бросают.

Этому счастливчику повезло: его не бросили во дворе )))
Этому счастливчику повезло: его не бросили во дворе )))

Теперь о приятном😊 Нас очень удивило, что в некоторые заказы продавцы вкладывают записку для покупателя. Когда с благодарностью за покупку, когда с рекламой своего сайта. Иногда даже рукописную 😊 Иной раз даже с подарочками. Это так мило 😇

Следующим шагом в нашем знакомстве с турецкими интернет-магазинами стал возврат товара. Куда нажать на сайте - поняли. Приходит специальный код для возврата - тоже поняли. Что должен приехать курьер из карго-компании и забрать товар - опять поняли. Но как и куда этот код вводить, чтобы курьер приехал - ни разу не поняли! Все правила и инструкции по возврату перевели построчно - не стало понятнее. Прям напасть с этим кодом...

Спасло нас в этой ситуации только то, что к нам приехала очередная доставка из компании, которая и была нам назначена для "забирания" предмета, который мы хотели вернуть. И мы его радостно отдали этому курьеру. Код возврата написали на бумажке и скотчем приклеили к упаковке. Вроде все поняли друг друга🙄 Если деньги за этот предмет вернутся - значит правильно поняли. 😊

Уф... Тяжко без знания языка туземного... Надо изучать.

Вот такой у нас набрался опыт покупок в турецких интернет-магазинах.

Вывод: пользоваться можно. Но есть нюансы 😎 И лучше не отлучаться из дома, пока не получишь все куски одного заказа. На всякий случай.

Расскажите, если не затруднит, о Ваших взаимоотношениях с интернет-покупками. Часто ли бывают трудности? Или предпочитаете не связываться с курьерами и лично ходить по магазинам?

Спасибо за ваши "лайки" и комментарии, мне приятно🥰