Найти тему
Купим-все.рф

Стирка по-советски

Оглавление

Производство стиральных машин в Советском Союзе началось за три десятка лет до появления знаменитой "Вятки-автомат". Первым на путь избавления советских хозяек от рутинного труда встал Рижский завод РЭЗ. В те годы ценилось прибалтийское качество и добротность.

Прибалтийское качество

"ЭАЯ-2" и "ЭАЯ-3" появились в Союзе в начале 1950-х годов. В баке внутри машины находились лопасти. Когда агрегат стирал, лопасти вращались, перемещая бельё с мыльной водой. Во время отжима, наоборот, вращался бак, лопасти же были неподвижны. Стирка длилась 20-30 минут, отжим - 3-4 минуты. В баке находились отверстия для слива воды, однако не было приспособлений для её отвода. Воду в бак наливали вручную.

Себестоимость стиральной машины составляла полторы тысячи рублей, что было огромной суммой. Поэтому в магазинах ЭАЯ стоила 600 рублей, а остальное оплачивалось из бюджета государства.

Следующая модель производства РЭЗ - "Рига-54", была усовершенствована. Здесь уже был в наличии насос для отвода грязной воды. Машина имела ножное управление. Одна педаль отвечала за стирку, другая - за отжим. Но воду наливали сами хозяйки.

"Рига-55" целиком подражала шведской машинке "Хускварна". Главный инженер РЭЗ привёз образец с московской выставки.

Пятилетняя очередь

В 1966 году на Кировском заводе произвели машину с таймером, регулирующим длительность стирки. Машина имела лаконичное название "Вятка". Но так же, как её предшественницы, не могла похвастаться автоматизмом: набор и слив воды осуществлялся вручную, таймер периодически выходил из строя. Тем не менее эти машины были пределом мечтаний хозяек. Продавалась "Вятка" по записи, растянутой на 3-5 лет, и только в Москве.

Первые полуавтоматы

Заслуживают внимания стиральные машины производства завода имени В.И. Чапаева. Чебоксарский завод был не единственным в стране оборонным предприятием, которое изготавливало помимо основных изделий товары народного потребления.

Первая машина-полуавтомат "Волга-8" была выпущена в 1965 году и имела 30-литровый бак в виде цилиндра. В бак загружалось до 1,5 кг грязного белья, которое стиралось всего-навсего 4 минуты. Для полоскания необходимо было вытащить бельё, избавиться от грязной воды, вымыть бак и вновь наполнить его чистой водой. Машина была снабжена валиками для отжима, но ими пользовались редко, поскольку приспособление наматывало вещи на себя.

Машина-автомат "Волга-10" состояла из бака, внизу которого располагался электродвигатель и мотор. Однако, выпустив машину в 1975 году, завод прекратил её изготовление уже в 1977 году, поскольку электросети советских квартир не выдерживали требуемого агрегатом напряжения.

Популярный минимализм

В 1973 году на заводе "Уралмаш" изготовили стиральную машину "Малютка". Машина сразу завоевала сердца советских хозяек своими габаритами (45х55х37 см). Машина была аналогом французской стиральной машины "Фея". В отличие от прототипа "Малютка" имела не уменьшенный, а стандартный двигатель, применяемый в таких машинах как "Вятка" или "Волжанка". Впервые бак изготавливали не из металла, а из пластика. Машина была лёгкой и компактной. Производили "Малютку" вплоть до 1990 года.

Машины барабанного типа

В 1970-е годы в Советском Союзе появляются машины барабанного тира, в которых вещи стираются за счёт вращения барабана.

Стиральная машина-полуавтомат "Эврика" отличалась фронтальной загрузкой и наличием нескольких программ стирки. Вещи до 3 кг помещались в барабан, который затем устанавливался в машину. Далее хозяйка наливала горячую воду. После стирки грязная вода выводилась с помощью насоса, и снова вручную наливалась вода для полоскания. Отжим был автоматический.

Советский "индезит"

В начале 1970-х годов завод "Электробытприбор" (г. Киров) приобрёл лицензию и оборудование у итальянской фирмы MERLONI PROGETTI с целью выпускать стиральные машины-автоматы. В 1981 году завод выпустил сто экземпляров машины "Вятка-автомат". Новая "стиралка" была в свободной продаже, однако стоила по тем временам немало: сначала - 495 рублей, позже - 400 рублей, что составляло примерно три средние зарплаты. Кроме того при покупке требовалась справка из ЖЭКа о состоянии электропроводки квартиры.

Наконец-то хозяйки перестали наполнять машинку водой вручную - "Вятка-автомат" подключалась к трубам и горячего и холодного водоснабжения для экономии электроэнергии. Она имела 12 программ стирки и напоминала стиральные машины Indesit, по аналогии с которыми и была произведена.

Прощай, Вятка!

В 90-е годы прошлого столетия многие советские заводы столкнулись с непреодолимыми трудностями. Завод "Веста", выпускавший "Вятку-автомат" обанкротился и был выкуплен концерном Candy.

Рижский завод РЭЗ, отец первой советской "стиралки", и Кишинёвский завод, производивший машинки "Нистра" и "AURICA", продолжают работать, но, увы, на территории ставших зарубежными государств.

Чебоксарский завод, производивший "Волгу" и Московский прожекторный завод, выпускавший "Эврику", функционируют по сей день.

Однако где же стиральные машины производства России? Они, конечно, выпускаются, но в небольшом количестве. Рынок заполонили импортные Bosh, Indesit, Ariston, которые продаются совсем не по демократичным ценам.