23 апреля открылась 59-ая Биеннале современного искусства.
Но для начала, что вообще это за феномен такой - "Венецианская биеннале?" Это, пожалуй, самая известная международная художественная выставка, которая проходит раз в два года. Была учреждена впервые в 1895 году, после времен Второй мировой стала мировой площадкой авангарда, и вообще, всего современного искусства. Для стран участниц отстраиваются специальные павильоны, где они выставляют свои экспонаты. У каждой выставки есть своя тема, которая так или иначе отражает состояние современной арт-жизни.
Тема биеннале этого года - "Молоко сновидений" (отсылка к детской сюрреалистической книжке Э.Каррингтон, где художница в серии рассказов создала причудливых гибридных существ).
Выставлены работы, посвященные разным метаморфозным состояниям человека в его отношениях с технологиями и природой. Основная тема - отход от антропоцентричности - человек перестал быть центром мира. Вот что говорит по этому поводу куратор выставки (источник) :
"Давление технологий, обострение социальной напряженности, вспышка пандемии и надвигающаяся угроза экологической катастрофы каждый день напоминают нам, что, будучи смертными телами, мы не непобедимы и не самодостаточны, а скорее являемся частью симбиотической паутины взаимозависимости, которая связывает нас друг с другом, с другими видами и с планетой в целом»
В этом году открылось 80 павильонов . И The Gardian называет выставку "женской биеннале", потому что из 213 художников, принявших участие - только 21 мужчина.
Российский павильон, к слову, закрыт, однако некоторые работы российских художниц выставлены (авангардистка А. Экстер, кубистка, ученица Матисса и модель для Модильяни - М. Васильева, а также Ж. Мачнева (род. 1988), работающая с текстилем)
Рассмотрим некоторые работы этого года, каждая из которых является художественным высказыванием и, соответственно, обсуждаемой темой среди арт-критиков.
Обладательницей Золотого льва стала Симона Ли - британская темнокожая художница (что происходит в первые на биеннале).
Ли оформляла павильон и представляла 5-ти метровую скульптуру безлицей афроамериканки, которая встречала посетителей выставки прямо на входе на биеннале:
Сооружение из соломы под названием «Фасад», окружающее павильон, берет за отправную точку парижскую колониальную выставку 1931 года, которая пыталась продемонстрировать элементы африканского и азиатского обществ европейской публике. Ли искусно смешивает различные культурные регистры и формы, создавая впечатляющие современные скульптуры.
Андра Урсуца
Я внимательно слежу за работами Андры Урсуцы с персональной выставки художницы в 2021 году в Париже, где скульптуры из литого стекла, окрашенные в радиоактивные оттенки, были размещены на постаментах из бетонных блоков на фоне серых стен.
В высокотактильных скульптурах Урсуцы используется трехмерное сканирование и восковое литье для преобразования форм в свинцовый хрусталь. Иногда используя собственное тело в качестве модели, Урсуца ранее отмечала: «Я часто возвращаюсь к телу, потому что оно представляет собой препятствие, уязвимость, разложение, стыд. Это то, что невозможно превзойти».
Сам Исаму Ногучи, который свой среди скульпторов и дизайнеров, ландшавтников и дизайнеров, потому что по-своему работает с пространством и придает ему смысл и не причисляет себя ни к одному из направлений, тоже представил свою работу на биеннале:
Размещенная на фоне богато украшенной мебели Fondazione Querini Stampalia, где его работы представлены вместе с работами Дан Во и Пак Со-Бо, инсталляция создает уникальную игру между классикой и современностью.
Еще одно грандиозное произведение, заполнившее собой главный зал центрального павильона, называлось „Крысиный король“, где крысы поджавшись хвостами, словно участвуют в каком-то магическом ритуале:
59-я Венецианская биеннале должна была состояться в 2021, но из-за ситуации с пандемией была перенесена на этот год и будет работать до 27 ноября.