От Наказания до Возвышения Драконов
Немецкое поселение Мансфельд получило городские привилегии в 1400 году и выросло за счет добычи меди и серебра в ближних рудниках. В нём находилась приходская церковь Святого Георгия, а самый богатый серебряный рудник носил название «Св. Георг». В нём, в 1477 г была найдена глыба в 20 т «серебряного блеска и самородного серебра». И в 1915 году была выпущена монета, по случаю 100-летия вхождения всех земель графства Мансфельд, в Пруссию.
В 1521 году графы Мансфельд впервые отчеканили в Айслебене монеты (талеры) с изображением Святого Георгия. Согласно преданию, монета спасла одного офицера, приняв на себя удар пули. Солдаты оценили сей «оберег» в 60 талеров. Эту монету называли «георгталер». По немецки - Georgstaler. На чепраке коня видна надпись: ORA PRO (nobis) - «заступись за (нас)».
Талеры Мансфельда 1606-1608 и 1613-1615 годов, пользовались таким же высоким спросом и ценой.
Но, на всех воинов, желающих «действенного оберега», возможностей немецкого Мансфельда – не хватало. И тогда, с XVI по XVIII века, в других европейских странах: Италии, Англии, Швеции и Венгрии, начали изготавливать монеты с изображением Святого Георгия, борющегося с Драконом.
В конце XVII века монеты со Св. Георгием и его именем вокруг фигуры, чеканились в основном в венгерском городе Кремниц. Постепенно стали популярны «кремницкие» талеры без указания года. Их обратная сторона была украшена сценой из Нового Завета, с Иисусом Христом, спящим в шторм на парусном корабле и надписью «IN TEMPESTATE SECURITAS», что переводится как: Безопасность при шторме или Безопасность в бурю. Разумеется, что они стали пользоваться особой популярностью у мореходов.
Откуда-то взялись и георгталеры без Иисуса Христа.
Но при этом, почему-то, почти все изображения конного Св. Георгия были повёрнуты в «неправильную» геральдическую сторону.
С учреждением рыцарских орденов увеличивается и разнообразие форм шейных драгоценностей, «клейнодов» (Halskleinod, от нем. Kleinode и польск. klejnot – драгоценность): кресты - тевтонского и иоаннитского орденов, звезды - ордена звезды, косица - ордена косы и т.д. Некоторые рыцари носили подарки своих «дам сердца»: кольца, розетки, подвески, ленты и т.д.
В геральдике шейный клейнод появляется лишь с XV века и принимает общепонятную округлую форму, как видимый знак принадлежности к определенному кругу лиц – «всадникам». А поскольку георгталер был не наградой, а личным оберегом с незначительной ценностью, то и изображение его в гербах – допускалось, но не было обязательным для применения.
Нужно отметить, что в России, даже чем-то похожих монет не было очень долгое время. Причина очень проста – зачем? Помещать на «презренном металле» лики Божьих слуг, православные не хотели – ценности Веры, несоизмеримы с ценностью любого металла.
В 1535-1538 годах в правление Елены Глинской, регентши при малолетнем сыне Иване IV (Грозном), была проведена денежная реформа. Из обращения были изъяты все низкопробные, обрезанные (разрезанные) монеты, а также монеты старой чеканки. С 20 марта 1535 года на всей территории России имели право хождения только новые серебряные монеты, изготовленные на государевом монетном дворе. «Денга копейная» (копейка) свое название получила по изображенному на монете «всаднику с копьем». Половине копейки (по весу) соответствовала «московка» - серебряная денга, на которой был изображен всадник с саблей. Кто именно был коронованным всадником – писалось на оборотной стороне монеты. «Осподарь Всея Руси»; «Государь Всея Руси»; «Князь Великий Государь Всея Руси»; «Князь и Великий Государь Всея Руси»; «Князь Великий Иван»; «Царь и Князь Великий Иван»; «Князь Великий Иван Всея Руси»; «Царь и Князь Великий Иван Всея Руси», «Царь и Великий Князь Иван Всея Руси». После Ивана Грозного безымянных монет уже не производилось.
Пётр I на золотых и серебряных монетах выбивал свой портрет, а свою копейную фигуру выбивал на новых – медных монетах, каковые до него, не изготавливалось никогда.
Пётр I, как и его предки, угрожал оружием (копьём) подвластной земле, если она взбунтуется, что бывало не один раз.
Екатерина I соединила «ездунью» с российского герба её времени с монетой. Что заметно по наличию юбки. И впервые, на монете, боролась с ядовитым гадом.
И при Петре II, под его конём тоже имеется змий. Но юношеская борьба оказалась недолгой – «зелёный змий» подорвал здоровье подростка, он умер, не дожив до 15 лет.
Так продолжалось вплоть до царствования Екатерины II. Она впервые разместила на медных монетах и Св. Георгия, и полный Российский герб.
И вплоть до 1917 года, менялся вид, но оставалось документальное описание герба, т.е. – со Св. Георгием бьющим дракона.
Казалось бы, что всё понятно – во всех христианских церквях боролись и борются с «Клеветником и Противником на всякие правды». Но – это не соответствует фактам.
После роспуска ордена Храма во Франции тамплиеры перебрались в Британию. Здесь их эмблемой стал дракон, держащий белый щит с красным крестом, которым они и отметили свое присутствие в Лондонском Сити особым гербом. Считается, что с 1381 года, он представляет собой изображение белого щита с красным крестом, его поддерживают белые крылатые драконы с красными же крестами.
В конце XVII века Сити получил особый статус города, имеющего лорд-мэра, свое правительство, свои флаг, герб и девиз «Господи, направляй нас» (как на гербе 1381 г.). Кроме этого, границы Сити охраняются фигурами опасных змей.
Семейство драконов постепенно подрастало и начиная с 1964 года, вокруг лондонского Сити, их стало тринадцать. В русской традиции, это число - «чёртова дюжина», которая здесь охраняет своё ядовитое гнездо (гадючник).
Само собой разумеется, что королевская семья ничего и никогда – об этом не знала.
Было бы нечестно обрывать рассказ о «клеветниках» – на Британии. В каждой стране – свои гнёзда клеветников. Обычно говорят: в чужом глазу соринку разгляжу, в своём – бревна не вижу. Следующие змеиные «брёвна» лжи, соответственно – Российские.