1 мая 1960 года в воздушном пространстве СССР в районе Свердловска (ныне Екатеринбург) был сбит американский разведывательный самолет У-2 (U-2), пилотируемый летчиком ВВС США Фрэнсисом Пауэрсом.
1 мая 1960 года в 04.30 капитан Фрэнсис Гэрри Пауэрс, тридцатилетний американский летчик, поднял в воздух со взлётной полосы аэродрома Пешавар в Пакистане самолет U-2 и направил его к советской границе. Это было началом операции ЦРУ под именем «Оверфлайт».
Предполагаемый полет должен был проходить над территорией СССР с юга на север на максимальной высоте более 20 км по маршруту Сталинабад — Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Кандалакша — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё в Норвегии.
В полёте над СССР в этот день Пауэрс, выполняя заранее спланированную тактику полёта, непрерывно маневрировал высотой и скоростью, выполняя обычный для тех времён разведывательный полёт. Его целью была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись частот сигналов РЛС и других советских радиотехнических средств.
С аэродрома Кольцово (г.Свердловск) на перехват поднялся высотный истребитель Су-9, случайно оказавшийся там в ходе перегона самолета с завода в Прибалтику в часть. Его пилот капитан Игорь Ментюков не имел компенсирующего высотного костюма и кислородной маски, а самолет не был вооружен. Летчик получает задачу сблизиться с нарушителем и таранить его. Учитывая, что Ментюков долго действовать на предельной высоте не мог, а нужно было еще точно навести скоростной сверхзвуковой истребитель на цель, шедшую на дозвуковой скорости, шанс на успех был минимальным. Летчик понимал, что идёт на верную гибель. Ментюков набрал нужную высоту, включил форсаж, но цели не увидел, пролетел значительно выше и наведение не состоялось.
Все попытки сбить самолёт Пауэрса с помощью истребителей заканчиваются неудачей. Нарушитель уже под Свердловском. Стало понятно, что советские истребители Су-9 и даже новые МиГ-21, поднятые по тревоге, не могут перехватить недоступную для них сверхвысотную цель. Тогда, принимается решение сбить Нарушителя ракетой.
В этом состоял определенный риск: попадать нужно было быстро и желательно сразу, пока самолет еще не покинул Свердловскую область и находился в зоне поражения ракетчиков.
Слыша по своему радио команды штурманов, о начале наведения на него советских истребителей, Пауэрс поднимал свой самолёт на максимальную высоту, увеличивал скорость полёта и уходил от встречи с нашими самолётами задолго до их появления «в точке встречи» Зная расположение ракетных дивизионов, и ведя свой самолёт строго по стыкам зон поражения, Пауэрс сводил до минимума вероятность попадания в его самолёт ракетой. И только дивизион майора Воронова, выведенный на запасную позицию и оказавшийся на пути полёта Пауэрса,сумел одной ракетой сбить самолёт-шпион.
В 8-34 первая выпущенная ракета ЗРК С-75 сходит с пусковой установки и идёт вдогон за уходящей из зоны поражения целью. Вторая и третья ракеты не сошли с пусковых установок, т.к. угол пуска вдогон уходящему самолёту был малым. На пути траекторий ракет находилась кабина управления и автоматика заблокировала пуск. Первая ракета догоняет уходящий самолёт. Недалеко от Дегтярска срабатывает интегрирующее устройство, взрывается головная часть ракеты, и конус осколков попадает в хвост самолета U-2, повредив двигатель, хвостовую часть и оторвав крыло.
Падающий U-2, продолжал восприниматься оператором РЛС как цель. Зажатый креслом к приборной доске, Пауэрс не решается привести в действие рычаг катапульты. Это сохранило ему жизнь. С трудом, уже на высоте 10 км он сумел освободиться и покинул беспорядочно падающий самолёт, раскрыв парашют.
Приземлившегося вблизи села Поварня, на колхозное поле Пауэрса, встретили колхозники, приняв его за иностранного космонавта. Они отвезли лётчика в сельсовет, где уже был накрыт праздничный стол, по случаю 1-го мая. Но угостить «дорогого гостя» не успели, так как вскоре, подъехали две чёрные волги с сотрудниками местного КГБ. Пауэрса арестовали. Затем, его и все собранные обломки самолёта У-2 отправили в Москву.
Военная коллегия Верховного суда СССР осудила его за шпионаж и приговорила к длительному сроку тюремного заключения. Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений – раньше Вашингтон это отрицал.
Пауэрс отсидел в ГУЛАГе 21 месяц, после чего был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного в Америке в сентябре 1957 года.