Её называют неофициальным символом Будвы. Она – это бронзовая скульптура балерины, однажды установленная на скалистом побережье, что у самой дорожки между двумя популярными в городе пляжами – «Budva Old Town Beach» и «Mogren Beach». Прохожие беспрестанно её фотографируют. Некоторые, которые особенно ловкие, стараются это сделать как можно ближе к объекту съёмки, а то и вовсе в обнимку с фигурой, для чего перелезают через специальное ограждение.
Скульптура танцовщицы с грациозно вздернутой назад ногой никого не оставляет равнодушным. К тому же с окрестных камней, где она установлена, открывается потрясающий вид на Старый город, море и остров Святого Николая. В интернете можно найти огромное количество подобных снимков с балериной из Будвы. Но вот что странно, никто не знает её имени.
Во всех источниках, какие мне попадались, а пересмотрел я массу материала, значится следующее, привожу дословно: «Согласно официальной трактовке, скульптор Градимир Алексич возвел этот монумент, вдохновившись легендой о любви девушки из Будвы к матросу. Жених не вернулся из плавания, и невеста умерла, сохранив ему верность. До своей смерти она приходила на берег и смотрела на волны в надежде, что возлюбленный возвратится».
По другой версии, также широко тиражируемой всеми интернет-изданиями, балерина являлась возлюбленной скульптора, того самого Градамира Алексича. Однажды она гуляла вдоль скал, случайно оступилась и упала в море, где и разбилась о камни.
Существует третья и тоже очень распространённая в народе история, будто балерина – это несчастная девушка, у которой погиб возлюбленный, не то утонул, не то был съеден акулой. После чего на камнях появилась надпись: «В бухте за этой скалой, купаясь с друзьями, 13 июля 1935 г. на 22-ом году расстался с жизнью студент электротехники Томашевич Стеван, пав жертвой морского чудовища. Безутешные родные и друзья».
Признаться, данной надписи я не видел, но говорят, что она существует. Такова вкратце предыстория балерины из Будвы. И вспомнились здесь слова одной очень популярной песни из кинофильма «Формула любви»:
«Маре бел ля донна
Эон бельканцоне
Саи кентиамо
Сен приамо
Уно-уно-уно-ун моменто…»
Что в переводе означает: «Это песня о бедном рыбаке, который попал из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу. Ждала-ждала, пока не дождалась. Тогда сбросила с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море, в общем, все умерли».
Трудно определённо сказать, какая из вышеперечисленных версий отвечает истинному положению вещей, ведь даже информация о скульпторе Градимире Алексиче в интернете отсутствует или очень хорошо кем-то скрыта. Ни даты рождения, ни каких-либо прочих сведений найти не удалось. Загадка и только! Однако балерина существует, а значит, попробуем в ней разобраться, не перелезая через ограждение.
Скульптура танцовщицы запечатлена в непростой для балета позиции — «Attitude» (фр. — поза, положение), когда опорная нога стоит на целой ступне, на полу-пальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с согнутым коленом. Корпус прогнут в спине.
Мне как-то слабо представляется, чтобы девушка, ожидающая своего возлюбленного у берега моря, или скорбящая по поводу его безвременной кончины пребывала в таком крайне неудобном положении. Хотя, это ведь не простая девушка, а балерина, к тому же из южной страны. Тогда, конечно понятны её такие сложные переживания. В любом случае образ получился пронзительным и гармонично вписался в окружающий ландшафт. Однако тайна осталась. Кто она и как её имя? Загадка!
Совсем рядом от скульптуры в каких-то десятках метрах у самой кромки воды располагается огромный камень, очень похожий на некое чудовище с разинутой пастью. Не о том ли чудище говорилось в послании? И вновь – загадка!
По-настоящему загадочным получился символ у Будвы, пусть даже и неофициальный. Все хорошо знают балерину, но никто не знает её настоящего имени, как и подлинной истории. Кстати, некоторые туристы с недавних пор придумали ей новое название – «Девушка, потерявшая свой купальник». В чём-то они правы, фигура бронзовой танцовщицы, действительно, нагая. Может поэтому некоторые, которые очень ловкие, стараются до балерины дотронуться, будто таким образом она принесёт им удачу. Вздор! А скульптура от такого тесного рукоприкладства только страдает, что хорошо заметно даже невооружённым глазом.
И последнее, здесь надо было бы придумать свою историю, отличную от пересказанных выше, но такая как-то не задалась, однако на память пришла другая, из одного старого мультфильма под названием «Балерина на корабле» (1969г.) Мне она показалась интересной и соответствующей случаю. И пусть читателей не смущает её источник – всего лишь мультфильм, но события, разворачивающиеся в нём, достойны самой настоящей драмы.
А дело было так, плыл однажды, вернее, шёл, как говорят моряки, по морю некий корабль и среди его пассажиров была балерина. В течение рейса она регулярно выходила на палубу и любовалась красотами моря, а ещё танцевала, так, для себя, чтобы не терять форму. Чем явно мешала команде, матросы пытались повторять её пируэты, но у них ничего не получалось, мешали кривые ноги. От таких командных упражнений на корабле начались всякого рода конфузы, так рулевой, заглядевшись на балерину, отпустил однажды штурвал и угодил прямо за борт, а случалось, что корабль догонял балерину, так в пируэте она летела быстрее птицы.
Происходящее стало известно капитану и он, не думая долго, приказал балерине прекратить её упражнения. Та подчинилась, смиренно уйдя в свою каюту. А вечером на море случился шторм и страшный водоворот. Он стал затягивать корабль в пучину. Матросы пытались забросить канат на дерево, что росло на близлежащем острове, дабы таким образом прекратить погружение в водоворот, но тщетно, канат никак не достигал цели. И тогда на палубе появилась балерина, в стремительном прыжке она достигла острова и привязала к дереву спасательный канат. Простым узелком с бантиком. Так все остались живы.
А когда корабль прибыл в порт назначения, и надо было прощаться с балериной, ей устроили проводы точно адмиралу, вся команда во главе с капитаном выстроилась на палубе, при этом ноги у всех были в первой позиции, это когда пятки сомкнуты, а носки наружу. Прежде кривые, они вмиг стали ровными. Балерина заметила изменения и улыбнулась команде. После над гаванью в её честь вспыхнул салют. Кстати, в фильме не прозвучало ни одного слова, только музыка замечательного композитора Альфреда Шнитке.
Вот, пожалуй, и вся история.