Найти тему
Анна Сокольская

КВАДРАТУРА "СФЕРЫ"

«Разметать наскоро старый забор и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя» (Сквозник-Дмухановский А.А.)

27 апреля в Союзе театральных деятелей прошла пресс-конференция, посвященная проблеме слияния театра «Сфера» с театром «Эрмитаж». Их «объединили», не предъявив никаких аргументов и не разъяснив коллективу театра в чем суть и каковы будет последствия этого решения департамента культуры.

По словам депкульта «Сфера» сохранит «свою творческую самостоятельность». Детали же проговорены не были.

Как будет называться театр? Сфермитаж? Эрмитара?

Кто будет главным режиссером? Если их будет два – как будет организован процесс принятия решений?

Наконец, возникает еще один вопрос, о котором как-то стыдливо умалчивается. Основоположники писали: «два актера расстелют коврик, начнут играть пьесу и, если они талантливы, — это уже театр».

Но надо иметь место, где коврик расстелить. И для театра гарантия творческой самостоятельности это прежде всего – наличие сцены. И вот тут – главный вопрос. У театра «Эрмитаж» свой сцены нет – помещение театра сгорело и пока театр играет на временной площадке на Новом Арбате.

Следует ли из этого, что теперь «Эрмитаж» получит возможность играть на сцене «Сферы»?

Ответ на этот вопрос не так прост: ведь в «Сфере» нет традиционной сценической коробки.

Вся творческая деятельность основателя театра Е. Еланской была направлена на воплощение идеи отказа от традиционной коробки сцены, от разделения на сцену и зал; ее целью было построение объединяющей в себе актеров и зрителей «сферы общения». Этот театр уникален. Уникален не только способом общения со зрителем, но и своим репертуаром, вниманием к отечественной драматургии и литературе, соединением традиций русского психологического театра и современной художественной эстетики.

Но вернемся к прозе жизни. Для спектаклей «Эрмитажа» сцену «Сферы» каждый раз придется «переделывать», уменьшая и так небольшое число мест в зале (и тем самым сумму сборов). И тут возникает вопрос: а не появится ли у театральных чиновников соблазна просто уничтожить эту конструкцию совсем - чтобы всем было удобно.

Можно заметить и то, что у каждого из этих театров есть свой зритель, но вряд ли найдется много москвичей, которые интересовались бы обоими театрами одновременно.

Отчаявшись найти ответы на эти вопросы самостоятельно, театр организовал пресс-конференцию, пригласив на нее прессу, представителей депкульта (они не пришли) и представителей театра «Эрмитаж» (их тоже не было, Михаил Левитин вообще отказался публично выражать свою позицию).

Встреча началась с выступления заведующей литературной частью «Сферы» Надежды Перцевой, которая сказала, что департамент культуры Москвы, издавший приказ об объединении, продолжает игнорировать мнение коллектива. По словам художественного руководителя и главного режиссёра «Сферы» народного артиста России Александра Коршунова, коллектив театра не стремится «поднимать протестную волну», а желание быть услышанными — «естественная реакция людей, которые любят своё дело и делают его хорошо».

К сожалению, из заявленных спикеров до СТД дошли не все. Например, участники пресс-конференции так и не дождались Александра Калягина, ни лично, ни в ином формате. Однако 27 апреля против решения о «слиянии» «Сферы» и «Эрмитажа» выступили Валерий Баринов, Василий Бочкарёв, Егор Бероев и Ксения Алфёрова. Кроме этого театр поддержали депутаты ГД Дмитрий Певцов и Николай Бурляев.

В конце мероприятия театральный критик Ольга Галахова предложила создать конфликтную комиссии при СТД с публичным обсуждением проблемы экспертами. Но эта инициатива так и не стала документом, что очень жаль. Однако, собравшиеся договорились встретиться вновь.

Успеют ли? Вот в чем вопрос.