Найти тему

СГТУ в годы войны: в мастерских института ковали Великую Победу

Продолжаем серию публикаций о студентах и сотрудниках Саратовского автодорожного института (ныне – СГТУ имени Гагарина Ю.А.), внесших колоссальный личный вклад в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Выдающийся ученый, кандидат технических наук, профессор Иван Иосифович Прокофьев в течение 24 лет – почти четверть века (1938-1962 годы) руководил Саратовским автодорожным институтом. Можно смело сказать, что период становления и расцвета Политеха связан с его именем. За годы работы он многое сделал для всестороннего развития вуза, расширил подготовку квалифицированных специалистов, занимался строительством производственных мастерских и студенческих общежитий. Также он провел освоение 60 гектаров земли под учебно-опытные участки.

Под пристальным руководством Ивана Иосифовича Саратовскому автодорожному институту удалось выстоять в годы войны. Он всегда поддерживал науку, помогал профессорам, преподавателям, студентам, стоявшим на защите Саратова и других городов нашей страны. Именно в мастерских и гараже института, которые построили при его участии, преподаватели и студенты помогали ковать Великую Победу. Иван Прокофьев оказывал поддержку ученым вуза, которые работали над проектом внедрения нового типа двигателя, работающего не на бензине, а на газу. Огромное внимание он уделял практической научной мысли, не щадил себя, трудился так же, как и его коллеги.

Напомним, Иван Иосифович Прокофьев родился 14 апреля 1902 года в селе Сабурово Тамбовской губернии. Начал свою трудовую деятельность в 1915 году рабочим на железной дороге, затем стал телеграфистом. Есть сведения, что он принимал участие в Гражданской войне. В 1920-1929 годах являлся сотрудником Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). В 1930 году окончил промышленное отделение Саратовского государственного университета и получил специальность инженера-экономиста.

После окончания аспирантуры в 1932 году, работал ассистентом на кафедре экономики и организации производства Института механизации сельского хозяйства. В 1933 году Иван Иосифович был назначен на должность заместителя директора института по учебной работе, доцентом кафедры ремонта машин.

Многие коллеги и ученики всегда с особой теплотой вспоминали Ивана Прокофьева. Его коллега Владимир Алексеевич Наливкин, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство»,  декан автомеханического факультета, Заслуженный деятель науки и техники РФ рассказывал, каким директором он был в годы войны: «Нас проведывали преподаватели. Они смотрели, в каких условиях мы живем, беседовали с нами, подбадривали. Сейчас я думаю, что приезжали они так часто по просьбе директора. Его заботу мы чувствовали всегда. Только в ноябре 1941 года мы вернулись назад в институт для учебы. Занятия проходили в холодных аудиториях, здания не отапливались. Мы постоянно видели, что во всех подразделениях с утра появляется директор Иван Иосифович Прокофьев. Он внимательно выслушивал все просьбы, особенно по питанию, просьбы о разрешении получить бумагу для написания конспектов. Тогда выдавались списки нашего архива, часть проектов мы писали на обратной стороне бумаги».

В 1942 году шли налеты на Саратов, звучали сигналы воздушной тревоги, и немецкие бомбардировщики старались разрушить железнодорожный мост, подшипниковый, авиационный и нефтеперерабатывающий заводы, по ночам пускались в воздух ракеты, давая наводку авиации. Если фашистским самолетам не удавалось выполнить свою задачу, то они, возвращаясь назад на свои базы, сбрасывали на здания зажигательные бомбы.

Поэтому на крыше учебных зданий и общежития Саратовского автодорожного института были установлены посты-будки. В них и рядом с ними стояли ящики с песком, была вода, клещи, для того, чтобы сбрасывать «зажигалки» с крыш или топить их в воде, где они продолжали гореть. Главное было засыпать их песком, а затем сбрасывать с крыши.

Профессор Владимир Наливкин рассказывал, что Иван Иосифович всегда был с ними: «Я часто видел директора, бегущего по лестнице то вверх, то вниз».

В 1942 году Владимир Алексеевич ушел на фронт. После демобилизации из армии вернулся в институт и стал учиться на втором курсе (учебные программы были рассчитаны на три года).

Иван Иосифович часто приходил к студентам, выступал на партийных собраниях, всегда старался побеседовать с каждым вернувшимся с войны фронтовиком, заботился о предоставлении жилья всем, кто в этом нуждался. Он был очень спокойным, выдержанным, слова его всегда были взвешенными, аргументированными, а действия – мудрыми. Его так и прозвали – Иван Мудрый.

В 1960 году научную работу Ивана Прокофьева оценивает Анатолий Андрющенко, работающий в те годы на посту заместителя директора по научной работе: «Большинство выполненных работ имеет практическое значение и внедрены в производство. Работы выполнены в 1932-1936 годах по организации складского хозяйства, инструментального хозяйства и оперативному планированию работы цеха внедрены на саратовском заводе «Универсаль» и саратовском заводе комбайнов. На основании работы по организации производства рембазы № 27 западного фронта, выполненной в 1942 году под руководством Ивана Прокофьева, был создан ремонтный завод в Саратове и успешно защищены кандидатские диссертации».

Иван Иосифович Прокофьев удостоен ряда правительственных наград, в том числе двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена «Знак почета», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Научныйполк