Любой рассказ о жизни и творчестве Станислауса Кауэра будет неполным без упоминания о его семействе - поистине уникальном явлении в истории искусства.
Четыре поколения скульпторов! Не зря единственное сравнение, которое приходит на ум историкам - композиторы семьи Бах! Конечно, никто из Кауэров не достиг в своей области тех высот, на которые вознес музыку Иоганн Себастьян Бах, но наличие восьми известных скульпторов в одной семье впечатляет.
Родоначальником династии стал Эмиль Кауэр Старший (1800-1867), по его стопам пошли сыновья Карл (1828-1885) и Роберт Старший (1831-1893). Из пяти сыновей Карла скульпторами (причем профессорами) стали четверо, лишь Ганс выбрал живопись. Стал живописцем и второй сын Роберта Старшего Фридрих - младший брат Станислауса. Семейные традиции в четвертом поколении продолжила женщина - дочь Людвига Кауэра Ханна (1902-1989). История этого замечательного семейства представлена в экспозиции созданного энтузиастами Дома-музея семьи Кауэр в немецком Бад Кройцнахе, где родились почти все вышеупомянутые скульпторы.
Станислаус родился 18 октября 1867 года в Кройцнахе и был самым младшим в третьем поколении скульпторов семьи Кауэр. Довольно редкое имя он получил в честь своего дяди - графа фон Калкройта, Слабое здоровье, из-за которого Станислаус вынужден был подолгу пропускать занятия в школе, не способствовало успехам в обучении.
Однако детство, проведенное в кругу состоящей из одаренных художников семьи, и работа в отцовской мастерской с ранних лет предопределили будущее мальчика, Когда отец пригласил его поехать с ним в Рим для работы в семейной студии, четырнадцатилетний Станислаус сделал однозначный выбор: место гимназии отныне заняла художественная мастерская. Переезд в столицу Италии состоялся осенью 1882 года.
Станислаус Кауэр прибыл в Кенигсберг 10 марта 1907 года. С тех пор его жизнь и творчество вплоть до самой смерти были неразрывно связаны с городом на Прегеле,
Здесь родились половины из 180 произведений скульптора. Кроме дома на Вердер Аллее в Кенигсберге Кауэр также приобрел летний домик на берегу моря.
Почти 30 лет Станислаус Кауэр был профессором Кёнигсбергской академии искусств и некоторое время - ее директором. У скульптора сразу же установились довольно тесные отношения и с городской администрацией. Его первой кёнигсбергской работой стал бронзовый бюст Людвига Эриста Боровски (1907), установленный возле Нойроссгартенской кирхи. Довольно символичный выбор, если учесть, что ими Боровски - близкого друга Иммануила Канта и одного из первых его биографов - прочно связано с историей города.
Впоследствии на улицах Кёнигсберга появились десятки кауэровских скульптур, а фасады кёнигсбергских домов украсили его многочисленные рельефы. Большинство произведений Кауэра воспевали женскую красоту, однако значительное место в его творчестве заняли и скульптурные портреты знаменитых жителей Восточной Пруссии. Работ было так много, что не все из них были учтены в первых каталогах, Только в последние два десятилетия эти списки были наконец расширены и уточнены, хотя информация по сей день остается неполной.
Десятилетия между двумя мировыми войнами в кёнигсбергской скульптуре многие по праву считают "эпохой Кауэра". В пользу этого утверждения свидетельствует как большое количество заказов городской администрации и частных лиц, так и количество учеников скульптора, позволяющее вести речь о сложившейся в Кенигсберге "Школе Кауэра".
Станислаус скончался 13 марта 1943 года. Ему не пришлось пережить ужас бомбардировок города и печальной участи беженца.
Вторая мировая война жестоко обошлась с произведениями немного не дожившего до ее окончания Кауэра. Многие из них погибли во время бомбардировок Кёнигсберга, барельефы рушились вместе с домами, на которых находились, бюсты и статуэтки бесследно исчезали. Почти не сохранились многочисленные надгробия работы Кауэра, практически полностью утрачены небольшие по размеру скульптуры, которые оставались в городе к 1945 году.
И всё же ряду произведений была подарена вторая жизнь. Одни находятся в частных собраниях, другие являются экспонатами калининградских музеев, третьи украшают дома и улицы города. С некоторыми из них вы можете познакомиться, пройдя по «Тропе Станислауса Кауэра».
Фонтан Путти
В отличие от скульптур и памятников, которым нередко приходится менять «прописку», фонтаны в силу своего предназначения более привязаны к месту. Однако порой и им приходится переезжать. Судьба кауэровских «Путти» в этом отношении особенно причудлива: в ней было столько «переездов», что фонтан вполне можно назвать «путешественником» (за свою столетнюю историю он менял «место жительства» четыре раза).
Скульптурная композиция, материалом для которой послужил ракушечник, была создана Кауэром в 1908 году. Первоначально фонтан установили на углу Штайндамма и Постштрассе на торговой площади, являвшейся некогда конным рынком. Со временем ушли в прошлое вагончики на конной тяге, на кёнигсбергских улицах появились автомобили, движение становилось всё более оживленным.
Фонтану пришлось перебраться в более спокойное, хотя и не слишком подходящее место - к гауптвахте у восточной стены Кёнигсбергского замка. Возможно, этот переезд сохранил «ангелочкам» жизнь, так как мощные старые стены послужи- ли защитой во время английских бомбардировок 1944 года, превративших весь центр города в руины.
После войны «Путти» вновь переехали - на сей раз во двор бывшей университетской клиники, в здании которой разместилась Калининградская портовая больница. При этом фонтан перестал выполнять свою главную функцию и лишился части фрагментов. Однако благодаря переезду он вновь уцелел, что вряд ли было возможно на прежнем месте из-за сноса замка. Несколько десятилетий фонтан скромно простоял в больничном дворе, постепенно приходя в плачевное состояние.
Казалось, что его дни сочтены и остается лишь одна дорога - в небытие. Но судьба приберегла для «Путти» очередной счастливый поворот: по инициативе главного врача больницы В. Н. Свистунова они переехали в новый дом, которым стал Музей Мирового океана.
Решение о передаче "Путти" Музею Мирового океана было принято в 2010 году, но состояние памятника культуры регионального значения было настолько плачевным, что только после генеральной реставрации его смогли представить публике в мае 2011 года.
Новая жизнь "Путти" началась на территории ландшафтного парка "Старый порт", где собираются и сохраняются фрагменты исчезающей городской среды морского Кенигсберга-Калининграда. Фонтан положил начало одному из комплексов парка - "Фонтаны Кенигсберга".
Любопытно, что никто не использует перевод оригинального названия "Путтенбрунен". Возможно, словосочетание "Фонтан Ангелочков" слишком легкомысленно, для русского уха, а "Фонтан с детскими фигурками" - сухо и безжизненно. В любом случае компромиссное "Путти" успело прижиться и попасть в обиходную жизнь.
По традиции, положенной Музеем "Путти" открывает сезон фонтанов в Калининграде и всегда запускается первым в сети всех городских фонтанов.
Статья на основе материалов брошюры "Тропа Станислауса Кауэра" изд. Музея Мирового океана. Отпечатано Терра Балтика 2012г.