Найти тему

Жизнь и судьба фонтана "Путти" Станислауса Кауэра.

Любой рассказ о жизни и творчестве Станислауса Кауэра будет неполным без упоминания о его семействе - поистине уникальном явлении в истории искусства.
Четыре поколения скульпторов! Не зря единственное сравнение, которое приходит на ум историкам - композиторы семьи Бах! Конечно, никто из Кауэров не достиг в своей области тех высот, на которые вознес музыку Иоганн Себастьян Бах, но наличие восьми известных скульпторов в одной семье впечатляет.
Родоначальником династии стал Эмиль Кауэр Старший (1800-1867), по его стопам пошли сыновья Карл (1828-1885) и Роберт Старший (1831-1893). Из пяти сыновей Карла скульпторами (причем профессорами) стали четверо, лишь Ганс выбрал живопись. Стал живописцем и второй сын Роберта Старшего Фридрих - младший брат Станислауса. Семейные традиции в четвертом поколении продолжила женщина - дочь Людвига Кауэра Ханна (1902-1989). История этого замечательного семейства представлена в экспозиции созданного энтузиастами Дома-музея семьи Кауэр в немецком Бад Кройцнахе, где родились почти все вышеупомянутые скульпторы.

Третье поколение Кауэров (слева направо): Хуго, Станислаус, Людвиг, Эмиль, Ганс и Роберт младший, 1895г.
Третье поколение Кауэров (слева направо): Хуго, Станислаус, Людвиг, Эмиль, Ганс и Роберт младший, 1895г.

Станислаус родился 18 октября 1867 года в Кройцнахе и был самым младшим в третьем поколении скульпторов семьи Кауэр. Довольно редкое имя он получил в честь своего дяди - графа фон Калкройта, Слабое здоровье, из-за которого Станислаус вынужден был подолгу пропускать занятия в школе, не способствовало успехам в обучении.
Однако детство, проведенное в кругу состоящей из одаренных художников семьи, и работа в отцовской мастерской с ранних лет предопределили будущее мальчика, Когда отец пригласил его поехать с ним в Рим для работы в семейной студии, четырнадцатилетний Станислаус сделал однозначный выбор: место гимназии отныне заняла художественная мастерская. Переезд в столицу Италии состоялся осенью 1882 года.

Станислаус Кауэр
Станислаус Кауэр

Станислаус Кауэр прибыл в Кенигсберг 10 марта 1907 года. С тех пор его жизнь и творчество вплоть до самой смерти были неразрывно связаны с городом на Прегеле,
Здесь родились половины из 180 произведений скульптора. Кроме дома на Вердер Аллее в Кенигсберге Кауэр также приобрел летний домик на берегу моря.
Почти 30 лет Станислаус Кауэр был профессором Кёнигсбергской академии искусств и некоторое время - ее директором. У скульптора сразу же установились довольно тесные отношения и с городской администрацией. Его первой кёнигсбергской работой стал бронзовый бюст Людвига Эриста Боровски (1907), установленный возле Нойроссгартенской кирхи. Довольно символичный выбор, если учесть, что ими Боровски - близкого друга Иммануила Канта и одного из первых его биографов - прочно связано с историей города.

Впоследствии на улицах Кёнигсберга появились десятки кауэровских скульптур, а фасады кёнигсбергских домов украсили его многочисленные рельефы. Большинство произведений Кауэра воспевали женскую красоту, однако значительное место в его творчестве заняли и скульптурные портреты знаменитых жителей Восточной Пруссии. Работ было так много, что не все из них были учтены в первых каталогах, Только в последние два десятилетия эти списки были наконец расширены и уточнены, хотя информация по сей день остается неполной.

-3

Десятилетия между двумя мировыми войнами в кёнигсбергской скульптуре многие по праву считают "эпохой Кауэра". В пользу этого утверждения свидетельствует как большое количество заказов городской администрации и частных лиц, так и количество учеников скульптора, позволяющее вести речь о сложившейся в Кенигсберге "Школе Кауэра".

Станислаус скончался 13 марта 1943 года. Ему не пришлось пережить ужас бомбардировок города и печальной участи беженца.

Вторая мировая война жестоко обошлась с произведениями немного не дожившего до ее окончания Кауэра. Многие из них погибли во время бомбардировок Кёнигсберга, барельефы рушились вместе с домами, на которых находились, бюсты и статуэтки бесследно исчезали. Почти не сохранились многочисленные надгробия работы Кауэра, практически полностью утрачены небольшие по размеру скульптуры, которые оставались в городе к 1945 году.
И всё же ряду произведений была подарена вторая жизнь. Одни находятся в частных собраниях, другие являются экспонатами калининградских музеев, третьи украшают дома и улицы города. С некоторыми из них вы можете познакомиться, пройдя по «Тропе Станислауса Кауэра».

Фонтан Путти

В отличие от скульптур и памятников, которым нередко приходится менять «прописку», фонтаны в силу своего предназначения более привязаны к месту. Однако порой и им приходится переезжать. Судьба кауэровских «Путти» в этом отношении особенно причудлива: в ней было столько «переездов», что фонтан вполне можно назвать «путешественником» (за свою столетнюю историю он менял «место жительства» четыре раза).

1,2 первоначальное место установки фонтана угол Штандайма и Постштрассе. 3,4 -фонтан у восточной стены Кенигсбергского замка.
1,2 первоначальное место установки фонтана угол Штандайма и Постштрассе. 3,4 -фонтан у восточной стены Кенигсбергского замка.

Скульптурная композиция, материалом для которой послужил ракушечник, была создана Кауэром в 1908 году. Первоначально фонтан установили на углу Штайндамма и Постштрассе на торговой площади, являвшейся некогда конным рынком. Со временем ушли в прошлое вагончики на конной тяге, на кёнигсбергских улицах появились автомобили, движение становилось всё более оживленным.

Фонтану пришлось перебраться в более спокойное, хотя и не слишком подходящее место - к гауптвахте у восточной стены Кёнигсбергского замка. Возможно, этот переезд сохранил «ангелочкам» жизнь, так как мощные старые стены послужи- ли защитой во время английских бомбардировок 1944 года, превративших весь центр города в руины.

После войны «Путти» вновь переехали - на сей раз во двор бывшей университетской клиники, в здании которой разместилась Калининградская портовая больница. При этом фонтан перестал выполнять свою главную функцию и лишился части фрагментов. Однако благодаря переезду он вновь уцелел, что вряд ли было возможно на прежнем месте из-за сноса замка. Несколько десятилетий фонтан скромно простоял в больничном дворе, постепенно приходя в плачевное состояние.

Фонтан во дворе Калининградской портовой больницы.
Фонтан во дворе Калининградской портовой больницы.

Казалось, что его дни сочтены и остается лишь одна дорога - в небытие. Но судьба приберегла для «Путти» очередной счастливый поворот: по инициативе главного врача больницы В. Н. Свистунова они переехали в новый дом, которым стал Музей Мирового океана.

Решение о передаче "Путти" Музею Мирового океана было принято в 2010 году, но состояние памятника культуры регионального значения было настолько плачевным, что только после генеральной реставрации его смогли представить публике в мае 2011 года.

Новая жизнь "Путти" началась на территории ландшафтного парка "Старый порт", где собираются и сохраняются фрагменты исчезающей городской среды морского Кенигсберга-Калининграда. Фонтан положил начало одному из комплексов парка - "Фонтаны Кенигсберга".

"Путти"  на территории Музея Мирового океана.
"Путти" на территории Музея Мирового океана.

Любопытно, что никто не использует перевод оригинального названия "Путтенбрунен". Возможно, словосочетание "Фонтан Ангелочков" слишком легкомысленно, для русского уха, а "Фонтан с детскими фигурками" - сухо и безжизненно. В любом случае компромиссное "Путти" успело прижиться и попасть в обиходную жизнь.

По традиции, положенной Музеем "Путти" открывает сезон фонтанов в Калининграде и всегда запускается первым в сети всех городских фонтанов.

Статья на основе материалов брошюры "Тропа Станислауса Кауэра" изд. Музея Мирового океана. Отпечатано Терра Балтика 2012г.