Громкий скандал вот уже несколько дней продолжает сотрясать Урал. Телеведущий Владимир Соловьёв в эфире «Соловьёв-LIVE» в разговоре с уральским полпредом Владимиром Якушевым фактически оскорбил Екатеринбург. По мнению Соловьёва, город «породил многих подонков, скрывающихся за границей». Вероятно, он имел в виду временно исполняющего обязанности председателя партии «Россия будущего» Леонида Волкова (включён Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, и признан экстремистской организацией). Полпред во время интервью согласился с мнением Соловьёва, однако заверил, что в Екатеринбурге работают над патриотическим воспитанием. Но в баттл с Соловьёвым неожиданно вступил глава региона Евгений Куйвашев.
История началась с того, что в эфире программы «Полный контакт» Соловьёв, общаясь с Якушевым по поводу состояния экономики на Урале, решил высказаться о жителях Екатеринбурга, вспомнив про резонансное письмо студенток УрГАХУ, которые выступили против буквы Z на фасаде здания.
«С одной стороны, у вас [на Урале] блестящие воины, которые сейчас принимают участие в специальной военной операции, и многие их поддерживают. С другой стороны, у вас в Екатеринбурге центр такой мерзотной либероты, которая породила многих подонков, теперь скрывающихся за границей», – пояснил Соловьёв.
По его мнению, на Урале «такой мусор иногда в головах у некоторых людей, что прям чистить и чистить». Несмотря на критику региона, Якушев согласился с выводами Соловьева и заверил, что власти работают над патриотическим воспитанием.
Жёсткая схватка
Первым на защиту Екатеринбурга встал сенатор Эдуард Россель. В разговоре с журналистами он заметил, что Соловьёв оскорбил жителей Свердловской области. По его мнению, телеведущий «должен остыть, понять, что сказал, и попытаться исправить». Он также напомнил, что многие крупные уральские бизнесмены не покидали Россию, а во время Великой Отечественной войны погибло более 400 тысяч жителей региона.
В ответ Соловьёв выступил с критикой в адрес сенатора Росселя. Он заявил, что в Екатеринбурге «есть свои праведники и есть свои бесы», а слова Росселя счёл «обидой».
«Хотя Росселя много есть о чём спросить за его время и попытку создания Уральской республики. Про [криминальную группировку] «Уралмаш» как-то вдруг забыли, а сейчас «ошмётки Уралмаша» до сих пор всплывают определённым образом. Когда-то были коммерсами, потом из себя мэров строили, а потом частили всё время в американское консульство… Надо мозги людям на место ставить очень жёстко. Так что, господин Россель, в чувство придите!» – указал Соловьев.
Но в разговор вступил и губернатор Евгений Куйвашев. Он обратился к Соловьёву, отметив, что гордится «свободными, смелыми, умными, умеющими критически мыслить» жителями Екатеринбурга. При этом Куйвашев также отметил, что телеведущий оскорбил уральцев.
«Они по-настоящему, а не напоказ любят свой город и свою страну. А после высказываний Соловьева, я уверен, количество слушателей его лекций в Екатеринбурге сильно уменьшится. И горожане будут его ждать, чтобы ответить на обвинения», – сообщил Куйвашев.
Губернатор даже записал видеообращение, в котором заявил, что Урал является «опорным краем державы», где «очень любят и ценят людей, которые следят за своим языком». При этом он порекомендовал Соловьёву «следить за своим языком».
После этого Соловьёв буквально «взорвался». По его мнению, Куйвашев пытался «предъявить ему по понятиям» и «забить стрелку». Телеведущий также заявил, что слова главы Свердловской области явно говорят о его «уралмашевском прошлом».
Комментируя слова Куйвашева про «следить за языком», Соловьёв назвал главу региона «губернатором в законе». Кроме того, журналист обратил внимание на то, что в социальных сетях Куйвашева нет ни одного поста в поддержку специальной операции.
Позднее в спор с Соловьёвым вступили свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова, спортсмен Егор Мехонцев, заместитель губернатора Дмитрий Ионин, а также глава Екатеринбурга Алексей Орлов.
Наблюдатели же тем временем отмечают: важно даже не то, кто прав в этом споре – Соловьёв или Куйвашев, а то, что уральские политические элиты в ответ на резкий выпад из Москвы объединились вокруг фигуры губернатора.