Найти тему

Номинация "Арт-директор"

Экскурсия в школьный музей. «Урок в старорусской школе»

Мероприятия проводят несколько ведущих (ученики школы, члены актива музея) Эти ребятам должны быть в народных костюмах. Данное занятие проводится в школьном краеведческом музее. Необходимо подготовить деревянные лавки, дощечки для письма, перья, бересту, колокольчик, розги, деревянная кадушка для их запаривания, горох в угол, мультимедийная аппаратура и т.д.

Ход экскурсии:

Ведущий: Есть у нас такой обычай

С детских лет он нам привычен

Хлебом да солью всех гостей встречать

Низко в пояс поклониться,

Чем богаты поделиться

Будемте теперь знакомы!

Чувствуйте себя, как дома!

- Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня занятие, на котором мы побываем в старорусской школе. Наш урок проходит в канун праздника Наума Грамотника, который отмечается 14 декабря.

-14 декабря на Руси отмечался праздник Наума Грамотника. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи на ум» , «Пророк Наум наставит на ум».

Сцена. Бабушка вяжет. Дед плетет сеть. Вбегает внук.

Ученик : Бабушка, дедушка, а кто такой Наум? И почему его называют Грамотником?

Бабушка: Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности его жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума».

Дедушка: Издревле русский народ почитал Святого Наума помощником во всякого рода умственных занятий. Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать.

Ученик: Почему именно Наума русский народ выбрал покровителем грамотеев?

Бабушка: Из-за созвучия слов – ум и Наум.

Дедушка: Но есть и ещё одна причина. Именно с дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте.

Ученик : Вот здорово! На целых три месяца учебный год позже начинался! Вот бы нам так! А почему так поздно дети в школу шли?

Бабушка: Как ты не понимаешь?! Ребятки-то крестьянские шли грамоте учиться. Осенью крестьяне урожай собирали, а дети помогали и в поле, и в доме. А зимой работы было поменьше, а времени для освоения грамоты – больше.

Дедушка: Вот пророк Наум и обрёл второе имя – Грамотник.

Ученик : А какой была школа в Древней Руси?

Бабушка: Не такой, как сейчас. Для семьи день начала учёбы был особым праздником, к нему готовились заранее, договаривались с учителем – приходским дьячком, то есть помощником сельского священника.

Дедушка: Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали (слайд 3):

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Бабушка: Принарядившись, все шли в храм, спрашивая благословения на учение отрока.

Ученик: А это ещё кто такой – отрок?

Бабушка: Так называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

Ученик : А почему только мальчишек благословляли? А девчонок как же?

Дедушка: А вот девочки вообще грамоте не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, да и не способны девчонки её постигнуть. Недаром ведь сложилась пословица - «У женщины волос долог, да ум короток».

Ученик: Какая несправедливость! Ну, а дальше что делали?

Дедушка: После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями.

Бабушка: А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…

Ученик : Как это? Учитель – и бил плёткой? А за что?

Дедушка: Пока ни за что. Заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.

Бабушка: На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавали подарок для учителя – курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. А перед уроком дети читали молитву «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».

Дедушка: Ученики учили по букварю славянскую азбуку: аз, буки, веди, глаголь, добро.

Ученик : Это ты сейчас что сказал какой глаголь, что значит веди?

Дедушка: Так раньше буквы назывались. Буквы русского алфавита а, бэ, вэ, гэ, дэ, а раньше были аз, буки, веди… Поэтому каждую букву учили целую неделю, а то и две. Тогда-то и сложилась пословица: «Азбука наука, а ребятам мука». - Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в старорусской школе.

Ведущий1.: Для семьи это был особый праздник, к нему готовились заранее.

Мать , согласно обычаю, должна была стоять в дверях и плакать , иначе худая молва о ее бездушии пронеслась бы по всей деревне – мать должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому, что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона, а тот, осторожно ударял подростка три раза плёткой. Потом ученик, его мать и учитель садились за стол и начиналось учение : «Аз-земля-ер-аз»

Ведущий 2: Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково.

А в старину школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть.

Ведущий 1 - Мы в старорусской школе. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра. Каждый зани:мал свое место за общим столом. Учитель даёт наставления: «Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй»

«Книжицы ваши в добре храните. Кто книгу не бережёт, тот своей души не стережёт»

Во время учения есть нельзя, а то заешь выученное

«Закончив учить, книгу закрой, а то всё забудешь»

«Помни: не стыдно не знать, а стыдно не учиться!

«Вставай рано, вразумляйся здраво, исполняй прилежно.

Мы уже с вами заняли свои места, получили благословение и приступаем к обучению.

Стихотворение Н.Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей»

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке.

- Внимательно рассмотрите, какие предметы были в старорусской школе. Их назначение мы сейчас выясним.

Ведущий 1. - Свечи.

Дети: - Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей.

Ведущий 1: - Чернильницы.

Дети:- Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.

Ведущий 1. -Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка (непроливашка)- особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой.

- Гусиные перья?

Дети: - В старину перьями писали.

Ведущий1.. - Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера.

Ведущий 2.: Писали на бересте. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружнюю с помощью костяного или железного стилоса (писала). Стилосы представляли собой заострённый стержень, на противоположной стороне которого была плоская лопаточка. Им писали и на бересте и на навощенных дощечках – церах. Человек, получив берестяное письмо и ознакомившись с его содержанием выбрасывал его. Бумага и пергамент были дорогими, поэтому широкое распространение получили дощечки с воском.

- А эти предметы зачем? (Учитель показывает на розги в кадке)

Дети затрудняются ответить.

Ведущий 1 - Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина.

Ведущий предлагает ребятам попроситься к учителю на сегодняшний урок.

Ведущий2. - Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку.

- Сравните образцы древнерусских букв с буквами современного алфавита.

(У детей образцы букв из двух азбук)

Ведущий 1 - Чем отличаются?

Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы.

Ведущий 2 - Какие буквы больше нравятся? Почему?

Дети: - Старорусские более интересно пишутся.

Ведущий 1. - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему?

Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов.

Ведущий 2 - В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером.

(Дети пишут отточенными гусиными перьями , чернилами)

А теперь мы будем работать переводчиками, но переводить мы будем так, как читали в старину не от звука к слову, а от названия буквы- к звуку, а уже потом- к слову

У вас даны названия букв, запишите буквы, передаваемые словами, например, дано слово –пишем с, дано аз=пишем а

Раздаются карточки учащимся

1. Слово, Буки, Есть, Рцы, Есть, Живете, Есть, Мыслите.

2. Покой, Он, Твердо, Он, Мыслите, Како, Аз, Мыслите.

3. Рцы, У, Слово, Слово, Како, Иже, Йже.

4. Наш, Аз, Ша

5. Яко, Зело, Еры(Ы),Како.

Давайте озвучим наш завет потомкам (Сбережем потомкам русский наш язык)

Задание № 2.

Ведущий 1.

А сейчас я вам почитаю что-нибудь из азбуки, а вы попробуете перевести на современный язык. (слайд 7)

мыслете аз мыслете аз (мама)

добро он мыслете (дом)

ша коко он люди аз (школа)

Ведущий 2. Домашних заданий в древние времена не задавали. Все должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги. Больше всего боялись розг. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Тяжелым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами.

А кто из вас желает попробовать наказание в старорусской школе (Горох)

Ведущий 1: Я надеюсь, что вы, ребята, запомните этот день и то, почему так важно быть грамотным

Грамотник Наум

Всем велит браться за ум!