Три с лишним десятка лет назад москвичей разбудил лязг танковых гусениц, а жители всей остальной страны проснулись под музыку из балета Чайковского.
Полная власть в стране как минимум на несколько часов перешла к Государственному комитету по чрезвычайному положению. Это был первый в истории СССР государственный переворот*. По иронии судьбы страна, родившаяся в пламени революции, закончила свое существование благодаря путчу, который к тому же ставил своей целью ее спасение.
На тот момент Борис Ельцин был уже законно избранным президентом Российской Федерации, поэтому в Музее Б.Н.Ельцина августовскому путчу посвящена большая часть экспозиции. Об инсталляции, посвященной баррикадам на улицах Москвы, я уже писала. Теперь расскажу об экспонатах, посвященных тем, кто вышел на защиту Белого дома, преградив дорогу боевым машинам.
Белый дом в Москве, в котором располагался Верховный Совет РСФСР, стал тогда штабом сопротивления заговору. Главная фигура сопротивления – Б. Ельцин. Все понимают: если арестуют или убьют президента России, ГКЧП одержит победу. Белый дом окружен танками и БТР. Но днем и ночью живым кольцом его защищают восставшие против произвола и насилия москвичи.
«Обращение к гражданам России», которое президент зачитал, стоя на танке перешедшего на сторону защитников Белого дома подразделения Таманской дивизии, было написано в первые часы путча, когда Б. Ельцин и его соратники еще находились под Москвой, на дачах в Архангельском. Дочери Ельцина, Елена и Татьяна, напечатали этот текст на пишущей машинке и передали его по телефону коллегам и друзьям. Вскоре сторонники президента России уже расклеивали листовки с обращением по всей Москве и в других городах страны.
Хроника сопротивления – массовые манифестации, ожидание штурма, строительство баррикад, столкновения – известна из многочисленных воспоминаний участников событий и немногочисленных (к сожалению) свидетельств СМИ, которые были закрыты по указу ГКЧП в первые часы путча.
В Музее Б.Н.Ельцина хранится листовка с информацией о создании Союза защитников Белого дома России «Живое кольцо», а в архиве Президента Российской Федерации – «Обращение защитников Белого дома к президенту России Б. Ельцину», под которым стоит 681 подпись. Эти требования включали в себя, кроме прочего, запрет КПСС и национализацию имущества партии, а также расформирование КГБ.
Известно, что при попытке преградить путь боевым машинам, в ночь на 22 августа 1991 года погибли трое защитников Белого дома. Позже их назвали последними жертвами советского строя.
Похороны Дмитрия Комаря, Владимира Усова и Ильи Кричевского стали настоящей манифестацией против коммунистического прошлого. Процессия численностью около миллиона человек прошла через всю Москву. Российское телевидение вело прямую трансляцию. «Простите меня, что я не смог защитить, не смог уберечь ваших сыновей!», – говорит Б. Ельцин родителям погибших.
В Музее Б.Н.Ельцина хранятся вещи погибших, переданные родными
Блокнот со стихами Ильи Кричевского, Дар М. Кричевской, сестры Ильи Кричевского, 2013
Илья Кричевский – талантливый поэт, архитектор, художник. Романтик, далекий от политики, Илья пошел на баррикады у Белого дома, чтобы защитить свободу. Погиб во время путча в возрасте 28 лет.
Книга братьев Стругацких «Отель „У погибшего альпиниста“», принадлежавшая Владимиру Усову.
Владимир Усов, экономист по профессии, увлекался музыкой, много читал, особенно любил фантастику. Сын кадрового офицера, Владимир без колебаний пошел защищать Белый дом, уверенный, что его место
на баррикадах. Погиб во время путча в возрасте 37 лет.
Гитара и тельняшка Дмитрия Комаря.
Дмитрий Комарь, отслуживший в воздушно-десантных войсках, пришел на баррикады по призыву вице-президента РСФСР, ветерана-афганца Александра Руцкого. Для Дмитрия, который сам воевал в Афганистане, боевое братство было на первом месте. Погиб во время путча в возрасте 22 лет.
«Борясь за демократию, за свободу – люди в том августе боролись, между прочим, за родину. Это было для них важнее, чем собственная жизнь». Б. Н. Ельцин «Записки президента»
Каждый год люди, простоявшие несколько августовских дней на баррикадах у Белого дома в 1991 году, приходят на Ваганьковское кладбище вспомнить те драматические дни, поставить свечи, пообщаться друг с другом.
Утром 22 августа, в годовщину митинга победы демократических сил, проходит церемония подъема флага у памятного знака в память погибших в августе 1991 г. Дмитрия Комаря, Ильи Кричевского и Владимира Усова, расположенного над туннелем в районе пересечения Нового Арбата и Садового кольца.
* Пытаясь сорвать намеченное на 20 августа 1991 года создание Союза суверенных государств путем подписания 11-ю бывшими республиками нового союзного договора, путчисты решили объявить чрезвычайное положение. Так появился ГКЧП — государственный комитет по чрезвычайному положению. Цели у них были следующие: сохранить старый уклад; оставить однопартийный режим; посадить в городские администрации своих людей без всякой «выборной волокиты».
Опасность заключалась в том, что среди путчистов было много военных чинов — министр обороны, глава МВД, председатель КГБ. А значит, у заговорщиков были солдаты, танки и оружие.