Лидер команды не просто руководит, а сочетает в своей работе целый набор профессиональных качеств. Рассказываем, какими управленческими навыками должен обладать успешный руководитель и как их эффективно развивать.
1. Планируйте
Расстановка приоритетов должна проводиться в рамках командных встреч: так сотрудники смогут помочь руководителю в процессе отделения срочных дел от важных.
Разделяйте виды планирования:
- Стратегическое — когда нужно понять, куда будет двигаться компания.
- Тактическое — как будет решаться стратегическая задача.
- Оперативное, или микроменеджмент — распределение задач разных сотрудников по календарю.
2. Организуйте работу
После планирования вам нужно наладить процессы, проявить организационные навыки. Важно ответить на вопрос — как лучше решить задачу? В этот блок входит умение объяснить специалисту задачу, найти ресурсы, распределить ответственность между исполнителями. Организация работы входит в перечень ключевых профессиональных навыков руководителя. Каждая задача требует своего подхода. Поэтому вам как менеджеру придется развивать еще и навык быстрого анализа ситуации.
3. Передавайте часть своей работы сотрудникам
Если руководителем в компании становится успешный работник, то практически всегда его первая ошибка — стремление сделать все самостоятельно, без привлечения других.
Когда вы планируете передать задачу подчиненному, обращайте внимание на несколько факторов:
- Достаточно ли квалификации у специалиста для решения задачи?
- Способен ли он выполнить поручение в установленный срок?
- Действительно ли передача задачи именно этому исполнителю, а не другому, будет эффективным решением?
4. Контролируйте
Необходимые управленческие знания и навыки руководителя включают в себя такое понятие как контроль. Не отслеживайте каждый шаг в работе своего сотрудника – это вредит мотивации. Вместо этого задачу можно разбить на этапы, поставить контрольные точки и объяснить сотрудникам, каких результатов и в какой день вы ждете.
5. Оптимизируйте работу
Управление — это большой сложный механизм, строя который любой руководитель допускает небольшие ошибки. Проанализируйте все процессы и постарайтесь исправить недочеты.
Главные вопросы, которые стоит задать себе: как улучшить систему работы, сократить время и усилия на единицу результата. Уметь оптимизировать процессы — важнейший управленческий навык, который поднимет вас в любом рейтинге руководителей.
6. Учитесь
Чтобы развивать навыки, нужно:
- Постоянно анализировать результаты работы и улучшать процессы, тестировать идеи.
- Собирать оценку собственных качеств и навыков от руководителя и подчиненных.
- Найти топ-менеджера в наставники, по возможности нанять коуча и брать пример с других эффективных топов и владельцев бизнеса.
- Посещать отраслевые, управленческие и бизнес-конференции.
- Постоянно заниматься самообразованием.
- Выбрать эффективные курсы и закончить их, сразу применяя знания на практике.
Способов обучаться сейчас очень много, и лучше не выбирать какой-то один, а совмещать сразу несколько из перечисленных ниже вариантов. Не забывайте — главное не просто получить знания, но и превратить их в навыки, то есть попробовать все на практике, заметить важные тонкости. Только так можно стать управленцем высокого класса.