Можно ли также передавать мудрость от человека к человеку, как передаются знания? Вопрос достаточно спорный. Мудрость в отличие от знаний имеет свой определенный обособленный характер. Порой мудрость относится к определенному конкретному месту, к определенному кругу людей.
В частности, старый мудрый работник предприятия знает, какие негласные порядки и обычаи существуют в организации. Эти порядки и обычаи могут быть недопустимыми в других организациях, но конкретно в той организации дела так приняты для того, чтобы она нормально работала.
Практика показывает, что если знания достаточно легко передать от человека человеку, то мудрость – плод индивидуальных познаний, наблюдений, выводов человека.
Например, легко объяснить человеку, что плохие люди могут принести только беду. А вот как научиться выделять плохих людей из окружения, как с ними себя вести – это уже дело многолетнего опыта, формирующего человеческую мудрость.
При этом для каждого отдельного человека формирующаяся в нем мудрость индивидуальна, и зависит от многих факторов – от места его проживания до его персонального социального статуса.
Мудрые люди формируются в любой среде, будь то верхи власти или уголовный мир. Из последнего следует, что мудрость не всегда добродетельна, хотя чаще всего она связана со всем хорошим.
Смысл мудрости в целом заключается в том, чтобы жить, по крайней мере, в относительном добрососедстве с ближайшим окружением и конкретным окружающим миром. При этом мудрые люди могут в определенной степени и врать, и лицемерить.
У окружающих людей формируется свой взгляд на чужую мудрость, особенно тогда, когда в ней явно проглядываются определенные пороки. Многих она просто раздражает, поскольку по причине молодости лет либо слишком принципиальной жизненной позиции они считают, что мудрость в обязательном порядке должна предполагать борьбу всего хорошего против всего плохого.
Однако понимание мудрости приходит к человеку со временем либо не приходит вообще, потому что с сожалением приходится констатировать, что некоторые люди с годами не приобретают мудрость, напротив – накапливают и усиливают все свои дурные черты характера. В частности, к таковым чертам можно отнести склочность, распространение сплетен, лживость.
Здесь, конечно, можно задаться вопросом: чем же мудрый человек, который не брезгует врать, отличается от немудрого лгуна?
Здесь ответ кроется в изложенной выше точке зрения на мудрость: она предполагает мирное сожительство с окружающими, для чего и допускает и ложь в некоторой степени, и замалчивание чужих пороков, в то время, как немудрый лгун по тем или иным причинам старается противопоставить себя окружающим и готов ради этого рассориться со всем миром.
Немецкий писатель Герман Гессе написал в своем произведении "Игра в бисер":
С этим трудно не согласиться, поскольку процесс обретения мудрости является предметом сугубо индивидуальным, потому представить его в виде передачи от одного человека к другому человеку всё равно, что представить себе от человека человеку головного мозга.
Не забудьте поставить "нравится"👍 и подписаться ЛИТЕРАТУРА ДУШИ. Это нам очень поможет, делать лучше материалы для Вас