Существует мнение, что все ниши в бизнесе уже заняты, особенно на маркетплейсе. На самом же деле в мире и, тем более, в России это далеко не так. Как выбрать наиболее ходовой товар или обучиться навыкам для оказания услуг в востребованной отрасли? На этот вопрос мы ответим в данной статье.
Маркетплейс – это все интернет-пространство, где люди могут приобрести разного вида товары или услуги или реализовать их самостоятельно. Важнейшая задача для продавцов данной торговой площадки – это поиск подходящего товара.
Выбор товара
Существует несколько способов поиска своей ниши на рынке товаров и услуг, мы выделили следующие:
1. Сравнение маркетплейсов: выбираете товар, который вам легче или интереснее продавать и проходитесь по известным площадкам (Ozon,Wildberries, Яндекс.Маркет и т. д.). Так, скажем, ленты для занятия спортом будут представлены на Wildberries в 30 вариантах, на Ozon в 20, а на Яндекс.Маркете их не будет. Или сравнивайте количество продавцов и товаров с зарубежным рынком (с тем же Aliexpress и Shein, например).
Выбирая такой способ, ведите таблицу в Excel с ценами/количеством/отзывами и другими показателями товаров и услуг конкурентов.
2. Если вы планируете реализовывать товар сразу на нескольких маркетплейсах, то лучше подойдет способ аналитики и парсинга рынка. Для этого есть различные сервисы – платные и бесплатные, – которые предоставляют данные о популярности товаров.
Мы рекомендуем следующие порталы: Huntersales, Маяк (большинство функций бесплатные), MPStats (анализирует рынок Ozon и Wildberries), Shopstat.ru (подойдет для новичков, сервис полностью бесплатный), Marketplaceanalytics (подходит для ежедневного мониторинга).
Аналитические платформы сильно упрощают работу на маркетплейсе и могут заметно повысить эффективность работы бизнеса, поэтому мы рекомендуем именно этот способ поиска ниши на рынке.
Полезные данные и верные выводы
Разберем на примере спортивных товаров, какие данные являются важным показателем в анализе рынка:
1. Количество артикулов в продаже (например, можно сравнить две площадки: Яндекс.Маркет и Wildberries и выбрать ту, где меньше артикулов).
2. Количество продавцов/брендов.
3. Топовая подкатегория (в нашем случае это могут быть подкатегории «протеиновые батончики» и «кроссовки» в категории «все для спорта». Что значат эти данные? Спрос на приведенные товары выше, однако и количество продавцов и товаров больше. Здесь ищите золотую середину: наиболее популярную категорию с небольшим количеством продавцов или скудным разнообразием товаров/услуг).
4. Оборот брендов и продавцов в разные промежутки времени.
5. Популярные размеры и цвета (в нашем случае это могут быть размеры кроссовок и цвета экипировки для разных видов спорта).
6. Оценка товаров в рублях (произведение их количества на стоимость товаров).
Некоторые сервисы по аналитике данных изучают конкуренцию в отдельных нишах, отсюда выходит еще один уже готовый показатель: «конкуренция в ниже».
Один из самых удобных таких сервисов – Huntersales. Он платный, но аналитика абсолютно наглядна. Здесь возможен просмотр динамики спроса на рынке в любые промежутки времени, а также его прирост в процентном соотношении.
Как быть с услугами?
Точно так же анализируется рынок услуг на маркетплейсе. Например: вам нужно понять востребованность услуг психологов по работе с детьми на сегодняшний день. В этом случае можно обратиться к сервису Wordstat (статистика запросов Яндекс) и посмотреть динамику запросов по ключевым словам.
Но на многих сервисах уже есть фильтры «по популярности», «по отзывам» и другие. Вы можете отслеживать статистику по специалистам в разных отраслях бесплатно. Главное выбрать проверенный и надежный портал, где специалисты и рабочие – не мошенники, где публикуются честные отзывы и политика платформы ведется «прозрачно».
Raddy – один из таких сервисов. Это молодая компания, которая предоставляет поле для реализации потенциала экспертов всех возможных сфер. Платформа примечательна тем, что продвигает своих специалистов совершенно бесплатно. Единственный источник дохода Raddy – это комиссия за сделки с клиентами. Остальные функции платформы (общение в чатах и по видео с клиентами, встроенные календари, система уведомлений, сбор отзывов и т. д.) – все это бесплатно.
Выбор товара или навыка для последующего предоставления услуг – это не самая сложная вещь в бизнесе. Сегодня большое количество сервисов наглядно и красиво группируют информацию и собирают статистику по маркетплейсу за вас. Даже минимальное погружение в процессы распределения товаров на рынке дадут свои плоды.