"Music is how I live, why I live and how I will be remembered"
Музыка - это то, как я живу, что составляет основу моей жизни и то, за что меня запомнят (с) Дюк Эллингтон
Он 11 раз становился победителем и награждался премией «Грэмми» за лучшую музыку. Написал 7 полных саундтреков для кинофильмов, и около тысячи пьес, большинство из которых составляют золотой фонд джаза. Тридцать восемь крупных произведений, предназначенных для концертного исполнения, духовные концерты, музыка к театральным постановкам. Его дискография на сегодняшний день превышает шесть сотен дисков. Дюк Эллингтон - творец джаза, величайший талант, чью музыку изучают в школах. Наследие этого музыканта огромно.
По времени звучания в эфире, на телевидении и на дисках в масштабе всей планеты Дюк Эллингтон занимает одно из первых мест. Его оркестр был настоящей школой джаза.
«Тонкость, глубина, изящество и вкус, вложенные Эллингтоном в его музыку, сделали его в глазах миллионов людей виднейшим композитором Америки. Память о нём будет жить в грядущих поколениях, в музыке, которую он подарил своему народу» (с)
В искусстве, как в любом человеческом деле, всегда есть основа, исток, некая точка отсчета, с которой все начинается. Творчество Эллингтона — важное, быть может, ключевое звено, скрепляющее бесконечную джазовую «цепь» во времени и пространстве».
У Дюка Эллингтона характер и талант составляли единое целое. А это большая редкость. Крупные творческие победы зависят в конечном счете не от профессиональной выучки и интеллектуальных усилий. В их основе дар, искра Божия, мастерство, не доступное большинству людей. Это способность по-новому выразить мысли и ощущения; выплеснуть поток ассоциаций, когда одна идея влечет за собой целую лавину; обнаружить взаимосвязь абсолютно несопоставимых явлений.
Дюк Эллингтон не обладал таким даром. Ему не хватало мелодической изобретательности Бикса Бейдербека или Джонни Ходжеса. У него практически нет чувства крупной формы, понимания музыкальной архитектуры произведения. (с)
Обладая безупречным чувством метра и пользуясь репутацией блестящего джазового пианиста, Эллингтон не обладал тем развитым ритмическим чутьем, свойственным, скажем, Луи Армстронгу, Бенни Гудмену или Лестеру Янгу, которое позволяет оживить свинговой пульсацией простейшие и примитивнейшие мелодии.
Тем не менее Эллингтон, скончавшийся в 1974 году, оставил после себя колоссальное джазовое наследие и, следовательно внес значительный вклад в развитие искусства XX века. Как могло это произойти? Каким образом человек, не наделенный заметным талантом, мог осуществить труд столь значительный?
Разгадка кроется в особенностях личности Эллингтона. Его инструментом был его характер. Натура Дюка Эллингтона стала определяющим фактором его завоеваний. Будь он хоть в чем-то иным, иными были бы и его достижения, а возможно, их бы и вовсе не существовало.
Ощущение собственной неповторимости зародилось у Дюка в детские годы и всю жизнь оставалось определяющим фактором его характера. Оно проявлялось в его поведении самыми различными способами. Это и отказ от объяснений с людьми ниже себя, как бы ни оскорбительны были их действия; и умение выслушивать самую льстивую похвалу не краснея; и бесстрашная готовность к любым свершениям; и внушительный тон и склонность повелевать.
Где по-настоящему проявилось мастерство композитора, так это в десятках коротких джазовых произведений. Здесь он полностью раскрыл свой творческий потенциал и именно за эти композиции он стал признанной легендой музыки, человеком, без которого современный джаз выглядел бы совсем по-другому.
Есть ли у вас любимые произведения Дюка Эллингтона? Слушали ли вы его произведения? Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас, или напомнить об этом великом джазовом музыканте))
Источники:
книга "Дюк Эллингтон" Дж.Л. Кольер
https://soundtimes.ru/dzhazovye-ispolniteli/dyuk-ellington
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%94%D1%8E%D0%BA
#дюк эллингтон #джаз #музыка #биография #культура