Ни для кого не секрет, что для успешного осуществления таможенного декларирования товаров необходимо тщательно подходить к формированию пакета товаросопроводительных документов.
Иногда участники ВЭД не до конца понимают важность того, чтобы каждый предоставленный в таможенный орган документ являлся частью общей целостной картины данной внешнеторговой операции. При этом между документами была бы четкая корреспонденция и каждый документ соответствовал бы требованиям его заполнения (если такие требования установлены).
В настоящей статье речь пойдет об отказе в принятии таможенным органом сертификата о происхождении товара (Сертификат) в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товаров, что, в свою очередь, привело к необходимости уплаты антидемпинговой пошлины.
На наш взгляд, отказ со стороны таможенных органов носит формальный характер, вместе с тем, данная позиция поддержана со стороны ФТС России. Перейдем непосредственно к ситуации – примеру.
При таможенном декларировании подшипников шариковых участник ВЭД предоставил Сертификат, выданный ТПП Нидерландов.
В ходе таможенного декларирования, таможенный орган назначил дополнительную проверку документов и сведений в ходе которой было установлено, что в Сертификате приведено следующее наименование товара «Packed in total of 1 package containing 374 pieces consisting of ball, spherical roller, cylindrical bearings» (упаковано в 1 пакет, содержащий 374 штук, состоящий из шариковых, сферических роликовых, цилиндрических подшипников). Также в Сертификате имеется ссылка на инвойс от 11 мая 2021 г. № NW1DZ6543, в котором указано «other bearings» (другие подшипники), «other ball bearings» (другие шариковые подшипники), «spherical rollerbearings» (сферические роликовые подшипники), «other cylindrical bearings» (другие цилиндрические подшипники).
В свою очередь в рассматриваемой ДТ заявлены следующие сведения о товарах:
- подшипник шариковый радиальный однорядный;
- подшипник шариковый радиальный самоцентрирующийся двухрядный;
- подшипник шариковый радиальный двухрядный;
- подшипник роликовый сферический радиальный самоцентрирующийся двухрядный;
- подшипник цилиндрический роликовый однорядный.
По результатам анализа вышеуказанной информации таможенный орган пришел к выводу, что наименование товаров, указанных в Сертификате, не позволяет идентифицировать товары, сведения о которых заявлены в ДТ. Использование вместо описания товара ссылок на иные документы, в том числе инвойсы, Требованиями к сертификату о происхождении товаров (Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 №49) не предусмотрено.
Вместе с тем, учитывая, что Сертификат содержит частичное описание товаров, и ссылку на инвойс от 11 мая 2021 г. № NW1DZ6543, то эти документы могут рассматриваться в совокупности. Однако описание товара, имеющееся в инвойсе, также не совпадает с описанием, указанным в ДТ.
Следовательно, Сертификат не соответствует подпункту 5 пункта 5 Требований, так как в нем должно быть указано описание товара, позволяющее произвести его идентификацию.
В свою очередь идентификация товара осуществляется путем указания в Сертификате наименования товара и его артикула, при условии, что представленные в отношении товара документы содержат информацию об артикуле и характеристиках товара. В случае отсутствия у товара артикула для идентификации, помимо его наименования, можно использовать марку, модель и (или) отличительные характеристики товара (например, размер, диаметр).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, пунктом 3 статьи 314 ТК ЕАЭС, подпунктом 2 пункта 34 Правил сертификат не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, а происхождение товаров считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, в частности, что сертификат не соответствует Требованиям.
В свою очередь подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС установлено, что если происхождение товара считается неподтвержденным, то антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок антидемпинговых пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором.
В ходе проведения дополнительной проверки документов и сведений таможенный орган назначил экспертизу Сертификата, по результатам которой было установлено, что признаков внесения изменений в его содержание не установлено.
Также сведения о Сертификате содержались в электронной базе данных, куда они были внесены уполномоченным органом.
Однако вышеуказанные обстоятельства (экспертиза и наличие Сертификата в базе данных) не помогли участнику ВЭД переубедить таможенные органы, так как подтверждение факта выдачи сертификата не может подменять собой выполнение Требований.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для того чтобы обязать таможенные органы принять данный Сертификат потребуется обращаться с иском в суд. В случае благоприятного (что ещё не очевидно) исхода длительного судебного разбирательства у участника ВЭД появится возможность вернуть излишнеуплаченные суммы денежных средств.
При этом для участника ВЭД куда легче было бы изначально решить вопрос с корректностью заполнения Сертификата или инвойса с указанием идентичных наименований товара и/или артикулов.
Подводя итог можно отметить, что качество подготовки товаросопроводительных документов при внешнеэкономической деятельности напрямую влияет как на время таможенного декларирования, так и на финансовый результат от внешнеторговой операции.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД