Найти тему

4.6. Инновации и качество у староверов.


ДЕРЕВЯННЫЕ КОЙКИ И СТАНКИ С ЧПУ.
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА СТАРООБРЯДЦЕВ.
БОГАТСТВО ОБЯЗЫВАЕТ.
ГРУППОВЫЕ НОРМЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ:
ДОРОГО, НО МИЛО, – ДЁШЕВО, ДА ГНИЛО.
БЫВАЕТ, КТО-ТО КОЕ-ГДЕ У НАС ПОРОЙ...

О внедрении технических новшествах на производстве у протестантов говорили в третьей главе. Это они, протестанты, внесли значительный вклад в промышленную революцию. Принятые у них групповые нормы помогали развитию бизнеса, побуждали к творчеству, изобретательству.

А что мы имеем у староверов-предпринимателей? Как они относятся к инновациям. В богослужебных книгах ни одной буквы не позволяют менять. Одежда, борода – всё по вековым традициям. Но что касается бизнеса – это ж совсем другое дело.

«Как правило, условием выживания общины являлось ее экономическое процветание, и старообрядческое сообщество демонстрировало весьма гибкий подход к внедрению новшеств. Староверы, которые в обычной жизни считали недопустимым сидеть за обеденным столом с никонианами, не говоря уже о католиках или протестантах, сплошь и рядом использовали на своих предприятиях иностранный опыт и даже приглашали иностранных специалистов. На фабриках Соколова появились первые в России ткацкие станки системы Жаккарда. У Морозова, любившего, чтобы производство было организовано на английский манер, работал английский инженер Кнопп. Поклонниками английской технологии были и другие фабриканты-староверы — Хлудовы, Малютины, Якунчиковы. А вот в быту к иноземным предметам старообрядцы относились с недоверием. Так, в госпитале Рогожской общины койки были деревянными: попечители считали металлические сомнительным заграничным новшеством. Вплоть до начала XX века у староверов считались грехом употребление кофе, ношение галстуков и вообще одежды иноземного покроя».
Александр Малахов «Налог на веру»
Журнал «Коммерсантъ Деньги»
№50 от 20.12.2000. Стр. 98

Призовём ещё одного свидетеля.

Рябушинский, Владимир Павлович (1873 г.рожд., Москва, Российская империя. Русский, православного вероисповедания, старообрядец). Русский предприниматель, банкир, представитель династии купцов-старообрядцев Рябушинских. Кстати, это именно он учился в Гейдельбергском Университете, где Макс Вебер преподавал. Примерно в то же время. Мир тесен.

Откроем его книгу «Русский хозяин». Вот что он пишет о «нравственных чувствах», ценностях и групповых нормах старообрядного купечества.

«В XIX и в XX веках церкви продолжали строить, но с конца XIX века главное соперничество между именитыми родами пошло в том, кто больше для народа сделает. Было тут, чего греха таить, иногда и тщеславие; у Морозовых, пожалуй, меньше, чем у других. Тут вспоминаю, как, перефразируя французское «noblesse oblige» — знатность обязывает, старший брат Павел Павлович нас часто наставлял: «богатство обязывает» (richesse oblige). Так и другие роды понимали, но подкладкой этого, хотя часто и несознаваемой, конечно, была твёрдая христианская вера отцов и дедов. Богатство обязывает. Конечно, громадное большинство людей, которые жили по этому обязательству, в формулы свои ощущения не укладывали, да и не хотели укладывать, но знали и нутром чувствовали, что не о хлебе одном жив будет человек».
Рябушинский В.П. «Русский хозяин». Стр. 23


Заметили?
«Кто больше для народа сделает». «Богатство обязывает». Да это один в один – протестантская этика по Веберу. Только если у протестантов данная норма проявлялась как результат идей Лютера о «призвании» и Кальвина об «активной жизненной позиции», то у старообрядцев источником такого поведения послужила вера сама по себе, безо всяких дополнительных построений. «Подкладкой этого, хотя часто и несознаваемой, конечно, была твёрдая христианская вера отцов и дедов». Вот так. Двумя перстами крестятся, о призвании не думают, «в формулы свои ощущения не укладывают», а по итогу – ведут себя так же, как и протестанты. Загадка?

Теперь – о качестве товаров производимых товаров. Это для нас больная тема. Особо интересует.

«Возвращаюсь к Морозовым. Из четырех линий самой известной была младшая, развивавшая самое крупное дело под фирмой «Саввы Морозова сын и Компания». И самый знаменитый из всех Морозовых был вот этот сын — Тимофей Саввич. Товар у них был замечательный по качеству. Вот это отличительная черта русского рынка: покупатель требует хорошего качества, предпочитая, несмотря на свою бедность, платить за него дороже. «Дорого, но мило, — дешево да гнило». Этим Россия отличается от Востока, который часто уж очень беден и поэтому берет дрянную дешевку, и от Запада, который богат, но в некоторых своих частях до того мелочен и скуп, что тоже набрасывается на плохой товар, если цены его прельщают».
Рябушинский В.П. «Русский хозяин». Стр. 27


Обратим на это особое внимание. Со слов купца Рябушинского, в XIX веке отличительной чертой русского рынка было:
«Покупатель требует хорошего качества, предпочитая, несмотря на свою бедность, платить за него дороже. «Дорого, но мило, — дёшево да гнило». Этим Россия отличалась и от Востока, и от Запада. Такая норма точно стимулировала повышение качества товаров на рынке. Невидимой рукой направляла промышленника – производить добротные вещи, покупателя – тщательно выбирать именно такие вещи и денег на них не жалеть. То есть не только стремление предпринимателя сделать товар «по-божески», не только нравственные установки сотрудников – дисциплина и высокая производительность труда, но и принятые групповые нормы у покупателей – требование хорошего качества и готовность его оплачивать – всё это в комплексе организует рыночную систему таким образом, что на прилавках – в основном очень качественные товары.

Те кто в бизнесе, сейчас вы часто встречаете такую норму? Вас как подрядчика выбирают, потому что у вас супер-качество? Заказчики готовы за него платить? Или стараются нагнуть вас по цене? И уходят туда, где на два рубля дешевле?
Кажется, в наше время рынок требует совсем другого. А чтобы оставаться на рынке, нужно следовать его требованиям, предлагать именно то, что хочет покупатель. Иначе рискуем потерять покупателя. По итогу
рискуем потерять свой бизнес. Так ведь?

См. 4.6.1. Подешевле. Сентябрь, 2016. (Очерк из жизни).

А вот как предприниматели-староверы боролись за это самое качество:

«Высокое достоинство и соответствующая слава товаров Саввы Морозова были достигнуты очень строгой приемкой, тщательной сортировкой (первый разбор, второй разбор) и большой добросовестностью при продаже. Морозовский товар можно было брать с закрытыми глазами: самые подозрительные и недоверчивые восточные люди к этому привыкли.
Достигнуть этого было нелегко. Выше уже упоминалось о строгой приемке. Чтобы приучить ткачей к тщательной работе, их штрафовали за пороки в ткани. Такие меры были необходимы, и закон их разрешал, но плохо было то, что штрафы шли в пользу хозяина. Этим создавалась видимость, что штраф — это предлог, чтобы поменьше заплатить рабочему, штрафовали везде, но у Саввы Морозова особенно беспощадно, и ходил слух, что это делалось по личному приказанию Тимофея Саввича для увеличения хозяйской прибыли. Думаю, что это неправда. Был у нас в доме слуга, раньше служивший у Морозовых. Так он рассказывал, как его старый хозяин у себя в моленной (он был старообрядцем) часами со слезами отмаливал грех штрафования. В Древней Руси существовали особые вопросы на исповеди для разных групп населения: одни для служилых людей (воевод), другие для хозяев—не задерживал ли плату наемника и т.д. Помню, как мой духовник, он же отцовский, меня об этом на духу спрашивал. Полагаю, что если бы Т. С. действительно сознательно так грешил, его лишили бы причастия. Естественней полагать, что цель действительно была — добиться безукоризненного товара, что и было достигнуто».
Рябушинский В.П. «Русский хозяин». Стр. 27


Строгая приёмка, тщательная сортировка и ещё очень важная деталь – «большая добросовестность при продаже»! Прямо как в тексте про «самого последнего купца» у Адама Смита. Зафиксируем:
Товар можно было брать «с закрытыми глазами»!
Мы обязательно вернёмся к этому моменту, когда будем знакомиться с рынком «лимонов».

Очень интересные свидетельства. Старый хозяин оштрафовал нерадивых ткачей – и потом «часами со слезами отмаливал грех штрафования». Духовник на исповеди выспрашивает у предпринимателя: «А не задерживал ли ты выплату наёмным рабочим, раб божий? Ну-ка, признавайся!» Нелегко бизнесом заниматься в таких условиях. Господь – не налоговая. Не скроешься от него. Вдруг в геену потом сошлют навечно – страшно! Это не три года условно получить за растрату казны и взятки.

Владимир Павлович нисколько не идеализирует мир предпринимательства, не скрывает того, что бывали и «жадюги, без креста на шее», и «саврасы без узды».

«Тут меня могут спросить: что ж ты пристрастно про московское купечество пишешь только хорошее? Этим читателя в заблуждение вводишь; чай сам знаешь, сколько в Москве было жадюг, без креста на шее, озорников, живоглотов, саврасов без узды, обалдуев, лоботрясов, злостных банкротов, жмотов, пустозвонов, выжиг и иных всякого мерзкого и пустого звания и повадки людей. Почему про них слова не скажешь? Вот мой ответ.
Верно, были такие люди, и немало, и по именам иных я знаю, а корить не буду. Да к тому же во многих не одно только плохое, а и хорошее было; у кого ум, у кого талант, у кого размах, у кого щедрость. Не буду я ни их, ни родной город срамить и позорить, а буду за тех, кого знаю, Богу молиться. Молись и ты за них».
Рябушинский В.П. «Русский хозяин». Стр. 26


Естественно, как всегда, как везде, встречаются «кто-то кое-где у нас порой». Но что Вебер по этому поводу совершенно справедливо заметил? Помните?

«Как бы велико ни было их значение в хозяйственной жизни страны и какие бы преобразования в этой области они ни совершили, не они определяют, какой хозяйственный дух господствует в ту или иную эпоху, в той или иной области».


Главное – какие нормы преобладают!
Нечистые на руку дельцы, недобросовестные подрядчики, нерадивые работники всегда были, есть и будут. Но будут ли они задавать тон, или как у А.Смита – их доля пренебрежимо мала – вот в чём вопрос. Важно то, переходит ли их количество в изменение качества всей системы. Не накопилась ли критическая масса таких «кое-кого», на стало ли «кое-где у нас порой» – правилом, а не исключением?

Сейчас мы подходим к очень важному поворотному моменту в нашем исследовании.

<< Ранее | Далее >>

Оглавление

#инновации #качество товаров #старообрядчество #история экономики