Автор – Евгения Булавинцева
На рассвете 22 июня 1941 года враг вторгся на территорию нашей Родины и началась Великая Отечественная война. К 12 сентября 1941 года немцы подошли вплотную к Крыму, а 8 ноября захватили Ялту и весь Южный берег. Красная армия освободила город-курорт 16 апреля 1944 года. Память о Великой освободительной войне увековечена на побережье в памятниках, памятных знаках и мемориальных досках.
Мы расскажем об одном из них – мемориальном знаке в память о гибели танкистов 15 апреля 1944 года. Памятный знак был установлен сотрудниками Никитского ботанического сада в 1977 году в 500 метрах от пгт. Никита на месте бывшего арочного въезда в НБС, но место под памятник было выбрано условно, т.к. долгие годы через арку проезжал автотранспорт.
Сооружение арочного въезда, расширение и асфальтирование дороги входило в программу реконструкции и благоустройства сада как центра научных исследований, по инициативе директора – В. Д. Абаева в 1935–1937 гг. Все преобразования в саду были приурочены к 125-летию основания Никитского ботанического сада. Строительством руководил архитектор Иванов, который после завершения строительства остался жить в Никитском саду и во время оккупации.
Разберемся, где и как произошла гибель танкистов 15 апреля 1944 года. Изучая архивные документы, было установлено, что место гибели бойцов и подрыва танка располагалось на крутом повороте, ныне разворотном кольце троллейбуса, между выездом со старой Гурзуфской дороги из заповедника «мыс Мартьян» и выездом из арки НБС на старое Ялтинское шоссе. В наше время ещё можно увидеть очертания этой старой дороги.
Из журнала боевых действий Отдельной Приморской армии удалось выяснить, что в освобождении Южного берега и города Ялта участвовали передовые отряды дивизий из состава 16 стрелкового корпуса. После взятия г. Феодосия для освобождения ЮБК подполковником М.Г. Малышевым была сформирована мобильная подвижная группа. В авангарде группы двигалась рота танков 244-го отдельного танкового полка под командованием Михаила Георгиевича Малышева (1913–1944).
Рано утром 14 апреля передовые отряды овладели г. Судак и продолжили преследовать неприятеля по направлению к г. Алушта. На пути следования группы Малышева противник, стремясь приостановить продвижение наших частей, устраивал завалы, взрывал мосты и минировал дороги. К 12:30 15 апреля передовые отряды овладели городом Алушта и продолжали дальнейшее наступление по шоссейной дороге вдоль побережья на Гурзуф, а в 23:00 того же дня были в Ялте.
Полковые медики оставили свои воспоминания об освобождении Ялты и гибели танкового экипажа. Санинструктор Евдокия Константиновна Сикорская рассказывала: «У Феодосии наш полк разделился. На Южный берег через Судак и Алушту отправили только 10–15 танков». А старший врач Григорий Исаакович Лесин вспоминал: «Путь от Судака в Алушту проходил по горной дороге. В Алуште полк сделал кратковременную остановку, так как горючее оказалось на исходе, а многие танки по техническим причинам, в результате поломок, отстали по дороге. Надо было ждать автоцистерны с горючим, но Малышев не мог себе этого позволить, он имел приказ преследовать противника. Комполка собрал несколько экипажей танков, посадил на них десантников и поставил боевую задачу – идти на Ялту, и сам возглавил этот небольшой отряд. Но дойти до Ялты подполковнику Малышеву было не суждено». Комполка вместе с экипажем танка подорвался возле «Никитских ворот».
По воспоминаниям Е. Сикорской: «Около полуночи 15 апреля подошли к Никите. И вдруг у арки НБС земля содрогнулась. Так, что я даже не поняла, что произошло. Я ехала на третьем танке и издали видела, как головной танк с командиром на борту по ошибке свернул с трассы в Никиту и содрогнулся. Это было ужасно! Он подорвался на фугасе. Как мне потом сказали, погибло четыре члена экипажа из шести. А нам приказали не останавливаться и двигаться вперед». Врач полка Г. Лесин упоминал, что «Полк был вооружен лэнд-лизовскими танками: рота танков Шерман, рота танков Валлентайн, рота танков Генерал Грант» и пришел к выводу, что из этих горящих танков спастись почти невозможно.
Согласно именного списка безвозвратных потерь 244 отдельного танкового полка «сожжены в танке вследствие невозможности извлечения из танка»: Алексей Захарович Довбышев (1923–1944), сержант, механик-водитель, Ахмед Ибрагимов (1918–1944), ефрейтор, пулеметчик и Фёдор Иванович Хареев (1915–1944) сержант, пулеметчик. Получили смертельные ранения: Фёдор Михайлович Столяров (1918–1944), мл. лейтенант, командир танка и Анатолий Николаевич Бережной (1923–1944), сержант, радист и были похоронены на Аутском кладбище (ныне сквер Батурина).
По воспоминаниям врача: «Ночью в штаб полка по рации сообщили, что в районе НБС танк командира полка наскочил на мину, есть раненые, и нужна срочная помощь. В мою машину срочно слили весь оставшийся бензин с других машин, и я, взяв все необходимое, направился в район, где подорвался танк комполка.
Нашел дом у дороги, в одной из комнат лежали наши погибшие, в другой раненые танкисты и танкодесантники. По рассказам раненых, отряд вышел на дорогу, которая была перегорожена завалом из бревен и камней, и между ними был оставлен единственный створ, под который немцы заложили фугас большой мощности. Вместе с комполка погибло еще несколько человек. Раненых в ту ночь, после обработки, мы отправили в Алушту, где уже развернулся госпиталь. Позже сюда прибыл весь штаб полка, начштаба и замполит связались с командованием корпуса и получили указание, похоронить всех погибших со всеми воинскими почестями в Ялте. За всю войну на моих глазах это были первые похороны с полным воинским ритуалом...»
Подполковника М.Г. Малышева 17 апреля 1944 года торжественно похоронили в отдельной могиле на кладбище «Коммунаров» в г. Ялта, недалеко от гостиницы «Ореанда», на месте нынешней водолечебницы.
В 1955 году останки М.Г. Малышева перезахоронили на воинском секторе Старого городского кладбища по ул. Блюхера.
За освобождение Крыма подполковник Малышев был удостоен правительственной награды Ордена Отечественной войны I степени (посмертно). Его именем названа одна из улиц в нашем городе. В 2020 году Никитская средняя школа стала носить имя М. Г. Малышева.
Танкисты: Столяров, Бережной, Довбышев и Ибрагимов были награждены Орденом Отечественной войны II степени (посмертно). В 1973 году на кладбище НБС была создана братская могила, в которую были перенесены останки танкистов и других воинов из разных мест. В мае 1975 года, в честь 30-летия Победы, был установлен обелиск и имена танкистов появились на мраморных плитах в его основании. Имя сержанта Ф. И. Хареева не указано на этих плитах, нет о нём информации ни на одном из памятников Ялты.
После освобождения Ялты рота танков 244-го полка находилась в городе с 15 по 22 апреля. Как вспоминал полковой врач: «В Ялту мы зашли 15-го апреля, задержались в ней на два дня, которые я прожил в доме-музее А.П. Чехова». 16 апреля 1944 года, в день Светлого Христового Воскресения, танкистам посчастливилось попасть на кадры кинохроники. Ленд-лизовские танки 244-го полка проезжают по набережной и мимо собора во имя Св. Бл. князя Александра Невского.
Этот день стал символичным, менее чем через год, Указом Президиума ВС СССР от 19 февраля 1945 года, при прорыве обороны немцев южнее Варшавы за проявленные при этом доблесть и мужество 244-й танковый полк был награждён орденом Александра Невского.
Вечная память героям освободителям!
Автор – Евгения Булавинцева, краевед, экскурсовод, учредитель Крымской региональной историко-исследовательской краеведческой общественной организации «ИСТОКЪ».
-- Статья опубликована в муниципальной газете «Ялтинские вести» №15 (368) от 23 апреля 2022 года
Скачать статью в формате газетной вёрстки (PDF) можно по ссылке ниже: https://disk.yandex.ru/i/W6Nusl8z9eX0wg