На классном часе мы вспоминали правила поведения на перемене.
- Анна Валерьевна, а сегодня же мы должны обсуждать аварию на Чернобыльской АЭС! - говорит мне Т. и трясёт своими листочками. - Я даже подготовился!
- Хорошо. Только давайте сначала вспомним правила поведения в школе, а потом ты расскажешь ребятам о том, что произошло в Чернобыле.
Т. подготовился основательно. Разложил листочки, начал с четвёртого энергоблока, показывал указкой, где какой поршень не сработал, рассказал о радиации, реакторе, ликвидаторах, о человеческом и техническом факторах. Углубился так глубоко, что я поняла, что ничего не поняла.
- Это уже физика, давай попроще, чтобы ребятам было понятно, - прошу я докладчика.
- А им всё понятно, - отвечает он за всех.
- Хорошо. Тогда объясни мне, пожалуйста, что такое реактор?
- Ну... - пытается он объяснить, но с таким видом, что зачем же объяснять - понятно же.
- Что такое радиация? - прошу я снова.
Пытаюсь рассказать своими словами. И тогда понимаю, как можно объяснить проще.
- Как вы думаете, случилась бы эта авария, если бы все соблюдали правила поведения? Если бы люди вовремя покинули свои дома? Если бы им вовремя сообщили об аварии? - конечно, тема глобальная и нельзя так упрощать, но мне сейчас хочется не о чём-то далёком и непоправимом, а о том, на что мы можем повлиять здесь и сейчас. О поведении я хочу. Чтобы не было травм, драк, слёз и жалоб.
- Вот смотрите, была у нас с вами ситуация, когда мальчики не соблюдали правила поведения, бегали и не вписались в дверь. Это же из-за нарушений правил поведения?
- Да, - кивают ребята.
- Что случилось дальше? Анна Валерьевна взорвалась. Произошёл огромный взрыв. И облако моих негативных эмоций распространилось на всех. А потом что? Прибежали ликвидаторы аварии - ваши родители. Приятная ситуация?
Мотают головами.
- Не очень... Поэтому правила поведения соблюдаем всегда. Чтобы не пришлось потом ничего ликвидировать.
- Вот всё-таки не зря я подготовился, - говорит Т.