Найти тему
Пермская судоверфь

Почему к строительству судоверфи на урале в 30-ых годах 20 века привлекали иностранных специалистов? (1927-1931)

Архивное фото. Закладка Пермской судоверфи
Архивное фото. Закладка Пермской судоверфи

В связи с постоянно растущей потребностью в речном флоте для обслуживания бассейнов рек Камы и Волги, а также острой нехваткой технического флота для дноуглубительных работ в 1927 году был поднят вопрос о необходимости строительства в Перми судостроительного завода. В марте 1928 года Госпланом РСФСР был внесен Пермский судостроительный завод. Завод задумывался как крупная верфь по строительству хозяйственных судов и производства паровых котлов для всей судостроительной промышленности европейской части Советского Союза.

История завода начинается в далеких 30-х годах, когда строилась Днепрогэс, Уралмашзавод, Магнитка. В мае из Москвы в Пермь выезжает специальная комиссия для выбора площадки для будущей судоверфи. Определено место было в районе Нижняя Курья, в 14 км ниже Перми в затоне. Это было топкое место, кругом сосны и ели, кочки на болоте. Но рядом была железная дорога, которая связывала с Сибирью. Рабочая сила, материалы, топливо - все было под рукой. Завод проектировался как крупнейшая комбинированная база речного судостроения для обеспечения Волжско-Камского бассейна и частично рек Сибири необходимыми речными судами и механизмами.

Стройка была признана первоочередной, и ей уделялось повышенное внимание как со стороны местных органов, так и правительства в части обеспечения материалами и кадрами строителей, вплоть до иностранных специалистов. К началу строительства на стройке было до 5 тысяч человек рабочей силы из числа местных рабочих и спецпереселенцев. Начальником строительства и первым директором предприятия был назначен потомственный мотовилихинский рабочий, участник Гражданской войны, бывший председатель Пермского городского Совета Михаил Петрович Овчинников. Как вспоминают современники это был энергичный и талантливый организатор.

Архивное фото. Начальник строительства и первый директор Судоверфи Михаил Петрович Овчинников(справа), главный инженер верфи Дмитрий Фёдорович Жигулев(слева) обсуждают ход строительства с представителем 5 стройтреста.
Архивное фото. Начальник строительства и первый директор Судоверфи Михаил Петрович Овчинников(справа), главный инженер верфи Дмитрий Фёдорович Жигулев(слева) обсуждают ход строительства с представителем 5 стройтреста.

Строительство завода началось в августе 1930 года с вырубки и раскорчевки участка в 150 га, сооружения временных бараков, временных мастерских для подготовки кадров судостроителей, и к концу года были сданы в эксплуатацию 6 цехов: плазоразметочный, кузнечный, гибочный, заготовительный, механический и деревообделочный. Все эти постройки представляли собой деревянные здания каркасно-насыпного типа.

Архивное фото. Выгрузка строительных материалов в затоне для строительства завода 6 августа 1931 года.
Архивное фото. Выгрузка строительных материалов в затоне для строительства завода 6 августа 1931 года.

Предприятие было рассчитано на выпуск землечерпательных и землесосных машин производительностью 150-250 куб. м/ч в количестве до 70 штук в год и речных буксиров мощностью 150-400 л.с. в количестве до 120 штук в год. Предполагалось, что на заводе будет занято 12 тыс. рабочих и 750 инженеро-технических работников.

Для подготовки кадров в январе 1931 года была создана школа ФЗУ, сначала в Перми, а затем на промышленном участке в 2-этажном здании.

В Пермь на строительство приехали клепальщики из Воткинска. Селились они в бараках, спали на нарах и топчанах, а работали с полной отдачей.

Архивное фото Торжественное мероприятие на месте закладки Пермской судоверфи
Архивное фото Торжественное мероприятие на месте закладки Пермской судоверфи

Временная судоверфь была построена уже к 30 июля 1931 года. Этот день считается датой закладки первого судна на Пермской судоверфи и датой рождения самого крупного в СССР судостроительного завода того времени.

Хочешь узнать историю Пермской судоверфи или интересно какие суда можно увидеть в Перми?
Переходи по ссылкам ниже!

Пермская судоверфь: от защитных сеток в Альпах до судов на электротяге
Пермская судоверфь28 апреля 2022
Пермская судоверфь: почему именно в Перми первыми в мире применили электросварку в судостроении (1931 - 1941)
Пермская судоверфь5 мая 2022
Какие суда спускают на воду на Пермской судоверфи?
Пермская судоверфь6 мая 2022