В связи с постоянно растущей потребностью в речном флоте для обслуживания бассейнов рек Камы и Волги, а также острой нехваткой технического флота для дноуглубительных работ в 1927 году был поднят вопрос о необходимости строительства в Перми судостроительного завода. В марте 1928 года Госпланом РСФСР был внесен Пермский судостроительный завод. Завод задумывался как крупная верфь по строительству хозяйственных судов и производства паровых котлов для всей судостроительной промышленности европейской части Советского Союза.
История завода начинается в далеких 30-х годах, когда строилась Днепрогэс, Уралмашзавод, Магнитка. В мае из Москвы в Пермь выезжает специальная комиссия для выбора площадки для будущей судоверфи. Определено место было в районе Нижняя Курья, в 14 км ниже Перми в затоне. Это было топкое место, кругом сосны и ели, кочки на болоте. Но рядом была железная дорога, которая связывала с Сибирью. Рабочая сила, материалы, топливо - все было под рукой. Завод проектировался как крупнейшая комбинированная база речного судостроения для обеспечения Волжско-Камского бассейна и частично рек Сибири необходимыми речными судами и механизмами.
Стройка была признана первоочередной, и ей уделялось повышенное внимание как со стороны местных органов, так и правительства в части обеспечения материалами и кадрами строителей, вплоть до иностранных специалистов. К началу строительства на стройке было до 5 тысяч человек рабочей силы из числа местных рабочих и спецпереселенцев. Начальником строительства и первым директором предприятия был назначен потомственный мотовилихинский рабочий, участник Гражданской войны, бывший председатель Пермского городского Совета Михаил Петрович Овчинников. Как вспоминают современники это был энергичный и талантливый организатор.
Строительство завода началось в августе 1930 года с вырубки и раскорчевки участка в 150 га, сооружения временных бараков, временных мастерских для подготовки кадров судостроителей, и к концу года были сданы в эксплуатацию 6 цехов: плазоразметочный, кузнечный, гибочный, заготовительный, механический и деревообделочный. Все эти постройки представляли собой деревянные здания каркасно-насыпного типа.
Предприятие было рассчитано на выпуск землечерпательных и землесосных машин производительностью 150-250 куб. м/ч в количестве до 70 штук в год и речных буксиров мощностью 150-400 л.с. в количестве до 120 штук в год. Предполагалось, что на заводе будет занято 12 тыс. рабочих и 750 инженеро-технических работников.
Для подготовки кадров в январе 1931 года была создана школа ФЗУ, сначала в Перми, а затем на промышленном участке в 2-этажном здании.
В Пермь на строительство приехали клепальщики из Воткинска. Селились они в бараках, спали на нарах и топчанах, а работали с полной отдачей.
Временная судоверфь была построена уже к 30 июля 1931 года. Этот день считается датой закладки первого судна на Пермской судоверфи и датой рождения самого крупного в СССР судостроительного завода того времени.
Хочешь узнать историю Пермской судоверфи или интересно какие суда можно увидеть в Перми?
Переходи по ссылкам ниже!