Найти тему
Сэр Ꙃi

Николай Леонов родом из народа...светлая память.

В литературно-художественном альманахе "Ахтуба" за 2010 год под редакцией Александра Рогозина описывается курьезный случай, произошедший с Фиделем Кастро, которого сопровождал Николай Леонов.

Впервые Фидель Кастро посетил СССР в мае 1963 года. Как водится, приезд Фиделя сопровождался слухами. Почему то говорили, что Фиделя привезли в страну тайно в трюме военного корабля. В Карибский кризис, в 1962 году некоторых советских военных отправляли на помощь Кубе скрытно от агрессора и размещали их действительно в трюмах кораблей. Возможно слово Куба переплелось с этими событиями и по слухам Фиделя разместили тоже в трюме корабля. По приезде на нем была надета меховая шапка-ушанка, завязанная тесемочками под подбородком. Хотя прибыл он в Союз отнюдь не в зимнее время года - май 1963 года.

Фидель объяснил такое "утепление" заботой о своем здоровьем. Ведь в холодной стране там так легко простудиться и подхватить пневмонию. Кубинский субтропический, влажный, теплый, климат явно отличается от средней полосы СССР - России и для него, впервые приехавшего в такую погоду, возможно, наша страна представлялась северным полюсом.

Фидель целенаправленно побывал на ГЭС, много расспрашивал, задавал уточняющие вопросы. Темперамент пламенного революционера чувствовался в разговоре, в вопросах, звучала испанская речь, русская, одновременно переплетались вопросы с ответами. Спрашивая про ГЭС, он очень изумился, что такое "огромное сооружение обслуживают всего 40 человек". Дело в том, что сопровождающий Фиделя, а сопровождал его и переводил Николай Леонов, просто оговорился, и вместо 400 человек, назвал в 10 раз меньше. В этом он признался спустя какое-то время.

На Фиделя эта цифра - 40 человек произвела впечатление. "Сорок сотрудников гидростанции" еще долго фигурировали в зажигательных выступлениях кубинского революционера. Фидель подавал эту информацию для масс как яркий пример высокой эффективности труда в Советском Союзе, где победил социализм. Такая оговорка советского сотрудника послужила хорошей рекламой или пропагандой, как тогда говорили, продуктивности советских рабочих и социализма в целом.

Волжский блокнот