Сможем ли мы создать качественный продукт, если не будем знать кто его купит? Чего ждет покупатель? Чего боится? Чего желает? На эти и другие вопросы, связанные с образом потенциального клиента помогает ответить анализ целевой аудитории.
На старте
На первых порах, до старта продаж, мы не можем говорить о полноценном анализе ЦА. Мы только предполагаем как выглядит клиент и что он думает, то есть создаем гипотезу. Проверяем мы эту гипотезу после старта продаж, анализируя полученные результаты.
Мы создаем гипотезу чтобы:
- Создать структурированный и полезный продукт
- Выстраивать tone-of-voice бренда, который будет близок подписчикам. Говорить с ними на одном языке. И прогревать тоже :)
- Периодически вплетать в сторителлинг экспертные крошки, которые будут нужны подписчикам. А как мы узнаем что им нужно, если мы не знаем кто они?
- Знать, с какими возражениями, желаниями и потребностями ЦА придется столкнуться.
Гипотеза — это наше представление о портрете целевой аудитории. И если после продаж она подтверждается, значит анализ был проведен максимально качественно.
5 способов провести анализ ЦА
Телеграмм-каналы, тематические чаты, форумы, сообщества
Смело идем на бесплатные марафоны от конкурентов, в каналы и чаты курсов, открытые вебинары и анализируем: какие вопросы задают пользователи? Какие темы остались непонятыми? Какой самый частый запрос в чате?
А еще обращаем внимание на самих пользователей. Чем удобен телеграмм: в профиль можно добавить краткое описание, например “Продюсер онлайн-школ”/”Технический специалист”/”Методолог”. То есть мы можем анализировать не только сами вопросы, но и отмечать, какие сегменты целевой аудитории задают эти вопросы.
Почему это эффективно? Потому что мы можем научиться на ошибках конкурентов и закрыть в своем курсе те вопросы и темы, которые другой эксперт упустил.
Посты тематических блогеров и комментарии к ним
Большей ценностью обладают комментарии, чем сами посты. Через них люди задают вопросы, высказывают свое мнение, спорят. С помощью анализа комментариев можно узнать боли и страхи ЦА.
Гораздо проще, когда вы сами являетесь целевой аудиторией. Я, например, была продюсером на русскоязычном рынке, а сейчас работаю в масштабе международных запусков. И я знаю, чего боятся продюсеры, которые хотят работать на мир, потому что я сама когда-то прошла весь этот путь. Хотите разберем 5 страхов перед выходом на международный рынок? Пишите в комментариях!
Анализ сайтов и продуктов конкурентов
Придется заняться “заглядыванием в окна” и проанализировать работу конкурентов. Как у них построена воронка? Через какие боли и страхи они строят продажи? Как упакован продукт и что предлагают внутри?
Провести анкетирование аудитории
Хотите узнать о клиентах больше? Спросите их напрямую — предложите заполнить небольшую анкету. Узнайте, чего они ждут от курса, почему подписаны на вас, чем они увлекаются, что интересно.
А чтобы процесс был полезным не только для вас, но и для аудитории, добавьте в анкету страницу “Спасибо” с приятным бонусом: чек-листом, гайдом или видео по теме продукта.
Создать MVP
Можно создать тестовый продукт с минимальным набором функций, запустить его и проанализировать эффективность. Проследить, как пользователи взаимодействовали с контентом, выяснить настоящие боли, страхи, желания и ожидания подписчиков.
Как использовать полученную информацию?
Ценные данные, полученные при анализе ЦА — фундамент продукта. На их основе мы создаем сайт, строим воронку, прописываем сторителлинг (ведь теперь мы знаем на каком языке разговаривать с аудиторией), создаем рабочие офферы, продающие тексты и многое-многое другое…
Друзья, надеюсь вам была полезна эта статья. Теперь вы знаете, что пренебрегать анализом ЦА просто недопустимо
Какие методы анализа используете вы? Делитесь в комментариях!