Всем хорошего настроения и приветствую на моём канале!
Для игроков 2002 год стал очень успешным как в плане новых релизов, так и в продолжениях знаменитых серий уже зарекомендовавших себя игр в игровой индустрии. Но самое главное — это новые технологии и переход к совершенно иному уровню графики. Данная подборка игр оказала большое влияние на игровую индустрию и задала новые стандарты качества. Поехали!
MAFIA: THE CITY OF LOST HEAVEN
Дата выхода: PC — 28.08.2002; PS2 — 28.01.2004; XBOX — 12.03.2004
Чешская студия Illusion Softworks, известная благодаря командному тактическому боевику Hidden & Dangerous, представила игровому сообществу своё новое детище под названием Mafia, которая обрела культовый статус и стала классикой на многие годы вперёд.
На дворе 1930 год, вымышленный американский город Lost Heaven, как и США того периода, переживает Великую депрессию. Водитель такси Томас Анджело работает день и ночь, пытаясь свести концы с концами. Обычным вечером он припарковал машину и собирался уже идти домой, но тут из-за угла выскочила парочка гангстеров. Их преследовали бандиты из другой группировки, и шансы спастись для беглецов таяли на глазах. Они не растерялись, наставили на таксиста пистолеты и заставили его сесть за руль. Мастерство Томми помогло гангстерам скрыться от погони. Так он сделал первый шаг на пути к превращению во влиятельного члена мафиозного клана Сальери.
Среди фанатов GTA и Mafia вспыхнули нешуточные споры по поводу того, какая же игра лучше. Восхвалять ли труды Rockstar или чешских разработчиков из Illusion Softworks? Многие игровые издания сразу давали обеим играм по первому месту в рейтингах, чтобы не накалять обстановку на форумах.
В Mafia великолепно раскрыто то, как меняются взгляды персонажей в зависимости от их семейного положения. Да и само понятие «семья» каждый видит по-своему. Для кого-то — это товарищи по банде и Дон, а для кого-то — жена и дети. Если человеку есть, что терять, то он готов пойти на отчаянные меры, и это в Mafia: The City of Lost Heaven удаётся почувствовать сполна.
Помимо великолепного сюжета, первая Mafia привлекает своим открытым миром, атмосферой начала XX века, аутентичностью (архитектурой, транспортом, внешним видом людей, оружием и музыкой). В игре делается упор на внимание к деталям. В какой ещё игре нас заставляли соблюдать правила дорожного движения и пополнять запас топлива в автомобиле? При повороте транспортного средства включался поворотник, а за превышение скорости или проезд на красный можно схлопотать штраф.
Если в игровой индустрии и есть свой «Крёстный отец», то имя ему Mafia: The City of Lost Heaven. Студия Illusion Softworks нарисовала пугающе правдоподобную картину криминального сообщества и показала её сквозь призму восприятия постороннего человека, кому было суждено стать мафиози. Эта исповедь преступника с неизбежно трагичным финалом остаётся непревзойденным произведением. В 2020 вышел ремейк первой части от студии Hangar 13 и был тепло встречен фанатами классической Mafia.
GRAND THEFT AUTO: VICE CITY
Дата выхода: PS2 — 27.10.2002; PC — 12.05.2003; XBOX — 31.10.2003
Британцы из Rockstar North всего за год умудрились из мрачного Grand Theft Auto 3 превратить антураж на солнечный и ослепительный в Grand Theft Auto: Vice City. Дорогие авто, яркая одежда, солнечные деньки, небоскрёбы, криминальные разборки, куча денег — вот как можно в нескольких словах описать вымышленный город Вайс-Сити. Город грехов и пороков, который никогда не дремлет и готов сожрать вас в любую минуту. Вайс-Сити поделён на два больших острова, которые соединены ещё тремя другими, более мелкими. Шикарные виды города вперемешку с неоном создают истинную атмосферу 80-ых годов, которая окутает вас ночной жизнью грешного города.
Завязка сюжета такова: отмотав в тюрьме пятнадцатилетний срок, на свободу выходит боец криминальной семьи Форелли, зовут его Томми Версетти. Правда, в свете определённых событий, собственно и послуживших причиной его ареста, данный товарищ более известен широкой публике как «Харвудский мясник». Сразу после освобождения старый приятель Томми, а по совместительству — дон семьи, Сонни Форелли, поручает главному герою ответственное задание — отправиться в город Вайс-Сити и наладить там торговлю наркотиками. Увы, но первая же сделка по покупке «белого порошка» оборачивается катастрофой: соратники мертвы, деньги и товар украдены, а «начальство» недвусмысленно намекает, что ущерб надо компенсировать в кратчайшие сроки.
Важной особенностью GTA Vice City является возможность немного настраивать внешний вид главного героя, покупать недвижимость и многое другое. Пускай вас не смущает внешнее сходство с GTA 3. В игре используется тот же движок, но улучшенный. Особенно это касается физики автомобилей, которая была доработана и теперь выглядит более реалистичной. Будь то пляжный песок или мокрый асфальт — ваш автомобиль будет вести себя абсолютно по-разному. Это касается и новой модели повреждений транспорта, которая была так же доработана.
Многие элементы игрового мира GTA Vice City заимствованы из популярного американского телесериала «Полиция Майами». Помимо характерной музыки 80-х, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, стилизованных автомобилей и одежды, присутствует несколько конкретных ссылок на сериал. Ещё одно существенное влияние на GTA Vice City оказал фильм «Лицо со шрамом» 1983 года с Аль Пачино в роли Тони Монтана. Несколько локаций в игре, такие как особняк и клуб Малибу, явно стилизованы под здания из фильма.
Rockstar в очередной раз сделали практически невозможное. Буквально из ничего создали самый настоящий хит на многие годы с непередаваемой игровой атмосферой и разнообразным, захватывающим геймплеем. Все достоинства предыдущей части в полном составе перекочевали в GTA Vice City, с целым набором свежих идей. GTA Vice City оставила значительный след в игровой индустрии и безусловно заслуживает внимания геймеров, до сих пор с ней не знакомых. И серьёзно, не стоит сравнивать GTA Vice City и Mafia, кто лучше. Обе эти игры являются культовыми. В 2021 вышел сборник ремастеров GTA, включающий в себя GTA III, Vice City и San Andreas от студии Grove Street Games. От фанатов переиздание получило в основном разгромные негативные отзывы.
WARCRAFT III: REIGH OF CHAOS
Дата выхода: PC — 03.07.2002
Warcraft III: Reign of Chaos — продолжение знаменитой серии стратегий Warcraft, созданной компанией Blizzard. В новой игре можно обнаружить десятки видов войск, сотни заклинаний, тысячи боевых тактик, обилие сетевых режимов, ураганный геймплей, расы людей, орков, нежити и ночных эльфов, множество диалогов, море любопытных квестов, и захватывающий сюжет, рассказывающий о новом загадочном мире. Кроме того, в проекте был реализован отменный мультиплеер, пользующийся популярность среди геймеров и по сей день.
Действие Warcraft 3 происходит в фантастическом мире под названием Азерот. За несколько десятков лет до событий игры армия демонов из Пылающего Легиона хитростью заставила расу кочевых существ, известную как орки, напасть на мир людей, проведя их через портал в Азерот. Люди заключили Альянс с эльфами и гномами, чтобы дать отпор общей угрозе. Борьба с Ордой орков продолжалась не один год, но Альянс все таки одержал верх. Побежденных заключили в резервации, а оставшиеся на свободе растеряли боевой дух.
Всего в Warcraft III четыре противоборствующих стороны: Альянс, Орда, Нежить и Ночные эльфы. Из предыдущих игр серии вернулись две — Альянс Людей, коалиция людей, гномов и высших эльфов, а также Орда Орков, состоящая из орков, троллей и вдохновленных минотаврами тауренов. Были введёны две новые стороны — Нежить, названная Плетью, и Ночные эльфы. Как и в Starcraft, каждая сторона отличается не только внешним видом, но и характеристиками своих представителей, а также общей стратегией боя и методологией постройки базы.
Другое важное отличие третьей части Warcraft от предыдущих — герои. Каждый из них представляет собой важную для сюжета личность, а также обладает особыми умениями вроде заклинания молнии или исцеления дружественных солдат. Герои растут в уровнях, увеличивают свою силу и количество умений. После смерти герой может быть воскрешен с помощью специальной постройки.
Как и Warcraft 2, вместе с игрой поставляется редактор. Warcraft 3 World Editor позволяет создавать собственные карты, сценарии и кампании. Самая знаменитая пользовательская карта, Defense of the Ancients (DotA), даже породила целый жанр онлайн-игр — MOBA (мультиплеерная онлайновая боевая арена).
Warcraft 3: Reign of Chaos действительно культовая стратегия. В своё время она получила множество наград как от зарубежных критиков, так и от отечественных. Многие отмечали Warcraft 3 как лучшую стратегию года, и на самом деле так оно и было. Warcraft 3: Reign of Chaos превосходная игра, которая обрела миллионы поклонников во всем мире. В 2020 вышел ремастер под названием Reforged и, как и в случае с переизданием GTA, игра получила в основном негативные отзывы.
THE ELDER SCROLLS III: MORROWIND
Дата выхода: PC — 01.05.2002; XBOX — 06.06.2002
Самое главное в Morrowind — это не сюжет, не графика и не звук. Главное — мир. Каждая игра серии «The Elder Scrolls» — это маленькая точка соприкосновения с огромной вселенной. Когда-то первая часть, Arena, положила начало миру. Daggerfall показал, как этот мир огромен. Morrowind же должен был показать, как этот мир глубок. И цель свою оправдывает полностью.
Действие Morrowind разворачивается на вулканическом острове Вварденфелл в провинции Морровинд. Мир игры является открытым — игрок может свободно перемещаться по просторным локациям в поисках интересных мест и заданий. В центре основной сюжетной линии Morrowind лежит противостояние между главным героем и неким божеством по имени Дагот Ур, которое пытается подчинить себе провинцию.
Но основная сюжетная линия — это лишь капля в море. В игре также присутствует три гильдии, Храм, Имперские Культ и Легион, а также по три Великих Дома и три клана вампиров, где за одно прохождение можно выбрать лишь один. И, разумеется, побочные квесты в колоссальных количествах.
Собственно, настало время поговорить о ролевой системе Morrowind, одной из составных частей которой выбор расы и является. Всего предлагается около десяти «позиций», среди которых имеется несколько представителей различных народностей людей; тёмные, высшие и лесные эльфы; орк; каджит (антропоморфный кот); и аргонианин (человекоподобный ящер). При этом каждой из рас полагаются свои уникальные особенности и бонусы к определенным навыкам. Так, рептилии имеют сопротивление болезням, иммунитет к яду и могут дышать под водой, а также получают бонусы в том числе к бою без доспехов и к умению пользоваться древковым оружием.
А теперь самое интересное: всего в The Elder Scrolls III имеется 27 навыков, каждый из которых растет по мере применения соответствующего оружия (магии)/совершения определённых действий.
Если сравнивать Morrowind с Daggerfall по масштабу, то сразу бросается в глаза уменьшение размера территорий для исследования, снижение количества городов и селений, доступных для посещения, но по насыщению событий в этом мире Morrowind на голову превосходит своего предшественника.
Morrowind — переломная игра серии. Именно с ней появился Construction Set, который открывал почти безграничное поле деятельности для создателей модификаций. Чего только с его помощью не делали — от дополнительного оружия и до полной переделки графики (в сильно лучшую сторону, надо заметить), от новых зданий и деревенек и до глобальных модов, создающих целые острова (порой с командой даже в десятки человек!). При всех прочих заслугах Morrowind своим долголетием обязан именно сообществам модостроителей, некоторые из которых вплотную занимаются этой игрой до сих пор.
Morrowind — это феномен, который изменил тысячи жизней. Об игре, которая под маской развлечения рассказывала невероятные истории, заставляла думать и планировать, преподавала серьёзные уроки нам, молодым любителям позалипать в экран. Сейчас, когда видеоигры по качеству истории и описываемого мира уже достигли уровня кинематографа, это принимаешь как должное. Но мы говорим об игре, которая пытается превзойти и этот уровень.
GOTHIC II
Дата выхода: PC — 29.11.2002
Игра под названием Gothic оказалась весьма любопытным гибридом слэшера и ролевой игры, который нашёл своих фанатов. Причем, несмотря на то, что на её полное прохождение требовалось потратить часов 40, многие поклонники RPG сочли её слишком короткой, им хотелось ещё. Для таких людей (а также, вообще для всех, кому понравился дебютный проект Piranha Bytes) всё, что требовалось от «Готики 2» — это продолжение истории безымянного Героя. Собственно, именно такой сиквел мы и получили. И всё бы ничего, но за это время произошло одно очень важное событие в мире ролевых игр.
Речь идет, конечно, о The Elder Scrolls III: Morrowind. Новые «Древние Свитки» поменяли наши представления о самом жанре, расширили его возможности. Теперь все RPG, которые выполнены не на уровне «Морровинда», кажутся устаревшими, и с этим ничего не поделаешь. Казалось бы, что такого может предложить Gothic II, чтобы достойно выглядить на его фоне?
Однако на деле оказалось, что иногда лучше никому не подражать и гнуть свою собственную линию. Так и разработчики второй «Готики» решили идти своим путём и не обращать внимания на главную ролевую игру последних лет. Наверное, в любом другом случае подобный подход был бы обречён на провал, но Gothic II — настолько уникальна, не похожа на других представителей жанра, что ей и не нужно ни с кого брать пример. Именно поэтому её концепция, мир и геймплей заставляют забыть весь опыт в прохождении RPG за последние годы и с головой погрузиться в эту необычную вселенную.
Действие Gothic II начинается через тринадцать дней после событий оригинальной Gothic. Главный Герой провел несколько дней под обломками храма и выжил благодаря силе магических доспехов. Некромант Ксардас спас Героя и перенёс в свою новую башню рядом с городом Хоринис. Из разговора с ним главный Герой узнаёт, что Спящий своим предсмертным криком разбудил армии тьмы из царства Белиара, которых возглавили драконы. Для победы над ними нужно добыть древний амулет — Глаз Инноса, который находится у паладинов, прибывших в Хоринис с важной миссией. Ксардас приказывает Герою отправиться в город и поговорить с предводителем паладинов — лордом Хагеном.
По механике, устройству мира и уровню свободы Gothic II — это улучшенная и расширенная первая часть. Однако некоторые изменения настолько важные, что про них стоит поговорить отдельно.
Прежде всего, в игре появился настоящий большой средневековый город, в котором есть десятки персонажей и сотни квестов, многие из которых тесно переплетаются друг с другом. Будьте готовы к тому, что далеко не во все его районы вас пустят сразу — например, в квартал для местной элиты нам позволят попасть лишь ближе к концу игры.
Ещё одно интересное изменение — это выбор, который делает наш безымянный Герой в первой главе. Как и в оригинальной Gothic, мы сами решаем, к кому примкнуть, только если раньше это мало на что влияло, то теперь данное решение определит класс нашего Героя. Он будет вынужден присоединится либо к наёмникам (и стать чистым воином), либо к паладинам (бойцы с мечом, иногда кастующие заклинания), либо стать послушником Монастыря и превратиться в чистого мага. Надо сказать, что во второй «Готике» квесты за различные классы заметно отличаются друг от друга, причём эта разница будет чувствоваться не только в самом начале, но и практически до финальных титров.
Релиз Gothic II состоялся спустя 1,5 года с выхода первой части. И если изначально казалось, что это будет просто большой аддон, то в действительности игра получилась не просто полноценной, но и прибрала к рукам множество наград. А всё потому, что Gothic II — это увлекательный нелинейный сюжет, продуманные RPG-механики, огромный и живой открытый мир.
Умелые руки разработчиков не повредили ни одного винтика безупречного ролевого механизма, по второму разу повторили то же самое, не испортив доброго старого и добавив хорошего нового ровно до той степени, чтобы приписать к названию цифру 2. С нами все та же «Готика», а большего и не требовалось.
HITMAN 2: SILENT ASSASSIN
Дата выхода: PC, PS2, XBOX — 01.10.2002; GameCube — 17.06.2003
В далёком 2000 году агент 47 впервые вошёл в нашу жизнь, небрежно оттеснив литым плечом конкурентов. Тех же, что не оттеснились и схватились за базуки и автоматы, он скромно придушил из-за портьеры своей излюбленной удавкой, заодно показав, кто теперь хозяин тёмных углов и плохо освещённых коридоров. В 2002м он вернулся, чтобы снова стать властелином душ и умов, попутно научившись нескольким новым трюкам.
Главный герой игры — клон-киллер с позывным «47», созданный выдающимся учёным-генетиком доктором Орт-Майером. Для проверки возможностей 47-го действовать в реальной среде, Орт-Майер сначала дистанционно обучает клона владению различными видами оружия, а потом устраивает его побег из бухарестской психиатрической больницы, где 47-й был выращен.
- Имя: клон №47 четвертой серии, номер 640509-040147.
- Дата рождения: 5 сентября 1964 года.
- Место рождения: инкубационная камера в подвале одной из румынских психиатрических клиник.
- Биологический отец: доктор Отто Вольфганг Орт-Майер.
- Особые приметы: лыс, на затылке — татуировка в виде штрих-кода.
- Внешний вид: Высокий, спортивного телосложения, обладает недюжинной силой.
- Профессия: до недавних пор — наёмный убийца, ныне — садовод в монастыре Джонтранно, остров Сицилия.
- Описание личности: Немногословен, практически не показывает эмоций на людях. Люто ненавидит врачей, при каждом удобном случае пытается заколоть их шприцами. Безумно любит кроликов.
Сюжет игры начинается спустя 2 года после событий Hitman: Codename 47. 47-й отказывается от работы киллера и пытается замолить грехи, живя и работая садовником в монастыре под покровительством отца Витторио. Но жизнь скоро вновь срывается с места. Мафия похищает Витторио. Отчаявшись, 47-й снова обращается в Агентство, в котором он ранее работал, чтобы попросить их помочь ему найти Витторио. Агентство соглашается помочь ему, но взамен 47-й выполнит несколько заказов. 47-й соглашается.
Графика значительно улучшилась спустя всего пару лет после выхода первой части 47-го. Локации стали больше и более наполненными разной утварью, стало много NPC, например на разных уровнях будут; пожарные, персонал отеля и здания офиса, обычные прохожие, повара, официанты и т. д. Что-то из этого уже было в первой части, но не так масштабно.
Исправив проблемные стороны оригинала, разработчики улучшили управление, упростили некоторые механики, добавили много новых фишек и разнообразили способы устранения целей. В игре появился вид от первого лица и показатель подозрения, позволявший точно определять, насколько близок главный герой к провалу стелса.
Hitman 2 если и не сделал игру в два раза лучше, то точно вывел на новый уровень. Устранять цели можно было огромным количеством способов, зрелищность которых зависела только от игрока, а довольно большие и разнообразные уровни давали настоящий простор для манёвров.
TOM CLANCY'S SPLINTER CELL
Дата выхода: XBOX — 17.11.2002; PC — 13.02.2003; PS2 — 28.03.2003; GameCube — 11.04.2003; Game Boy Advance — 27.04.2003
А вот и ещё один представитель в жанре стелс-экшен. Проект Tom Clancy’s Splinter Cell являлся, на первый взгляд, попыткой компании Ubisoft следовать популярным одно время тенденциям. Всё началось в 1997-1998 годах, когда вышли GoldenEye 007, Tenchu: Stealth Assassins, Metal Gear Solid и Thief: The Dark Project. Эти игры, по сути, стали первопроходцами в жанре трехмерных стелс-боевиков. Приключения Солида Снейка и Джеймса Бонда, в свою очередь, сделали его популярным среди широких масс.
С тех пор немало студий выпускали игры, в которых обстоятельства вынуждали героя скрываться от врагов. Но игра в прятки была лишь одной из составляющих механики большинства стелс-боевиков. В Syphon Filter, The Operative: No One Lives Forever, Hitman: Codename 47 и Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty герои либо получали в распоряжение огнестрельное оружие и им не запрещалось оставлять за собой горы трупов, либо периодически лишались возможности действовать бесшумно и происходящее превращалось в заурядный шутер.
Американское АНБ организует новое секретное подразделение «Третий эшелон». Сэм Фишер становится первым оперативником этого подразделения. Он должен предотвратить разгорающуюся войну между США и Китаем и отыскать скрывающегося президента Грузии Комбаяна Николадзе, чтобы помешать использовать его секретное оружие под кодовым названием «Арк». К слову, главного героя Сэма Фишера озвучил актёр Майкл Айронсайд.
Оригинальная часть Splinter Cell может ощущаться «голой» в плане механик спустя два десятилетия. Но когда она вышла в 2002 году, серьёзный и взвешенный подход к стелс-экшену произвел фурор. Не было ничего общего между SC и синематиками игр Metal Gear Solid, где брал своё вдохновение наш герой. Движения Сэма были более плавным и акробатическим, чем у Солида Снейка, а его приёмы уклонения и стелс были основаны на темноте и более реалистичны, учитывая вертикальную шкалу на экране, показывающая, насколько он скрыт.
Splinter Cell при всей своей неспешности остается напряженным и увлекательным. Сказывается разнообразие миссий, нестандартные условия заданий и немалое количество умений главного героя, которые позволяют выходить из непростых ситуаций разными способами. Жестокие правила и отсутствие права на ошибку заставляют быть предельно собранным, изучать локации на предмет обнаружения патронов или аптечек, а также обманывать врагов так, чтобы они ничего не заподозрили.
Создатели Splinter Cell не подняли жанр на новую высоту и не совершили революцию. В игре нет масштабных уровней на манер первых двух частях Thief, а сюжет вызывает лишь грустную улыбку. Но авторы из Ubisoft Montreal превосходно воплотили важные составляющие механики стелс-боевика с ударением на слове «стелс», превратили ограничения в достоинства и придали знакомой основе колорит высокотехнологичного шпионского приключения.
NEVERWINTER NIGHTS
Дата выхода: PC — 18.06.2002
Вот кому действительно можно было не жаловаться на отсутствие по-настоящему хитовых проектов в 2002 году, так это всем любителям RPG. На голову всех эрпэгэшников в то время валились один за другим проекты высшей пробы, да так быстро, что не успевали многие наиграться в один, как уже на прилавке магазинов показывался другой проект, суля ещё большие удовольствия.
Не найдётся ни одного любителя Baldur`s Gate, чье сердце не забилось учащенно при названии Neverwinter Night. Очередная RPG, созданная Bioware, основанная на правилах D&D 3-й редакции. Долгие годы, пока игра находилась в разработке, миллионы фанатов жадно ловили в сети каждый скриншот, концепт-арт, интервью с создателями, или даже небольшие фильмы с моментами геймплея.
Действие игры разворачивается в фэнтезийном мире Forgotten Realms, общем для настольной ролевой игры Dungeons & Dragons и ряда компьютерных игр на её основе, в частности, в городе Невервинтер и его окрестностях. Механика Neverwinter Nights основана на третьей редакции Dungeons & Dragons. Сюжет основной игры строится вокруг таинственной эпидемии, охватившей Невервинтер; главный герой — выпускник «Академии героев» — пытается найти лекарство от болезни и её истинную причину. Базовое издание включает кампанию, доступную для прохождения как в однопользовательском, так и в многопользовательском режиме, и BioWare Aurora Neverwinter Nights Toolset — мощный инструмент для создания модулей на ресурсах игры.
Первенство по использованию третьей редакции остаётся за Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor. Однако эта игрушка не оправдала возложенных на неё надежд, поэтому честь мундира должна отстаивать Neverwinter Nights. Доступен стандартный выбор расы из семи возможных (Human, Elf, Halfing, Half-Elf, Dwarf, Gnome и Half-Orc), класса (Barbarian, Bard, Cleric, Druid, Fighter, Monk, Paladin, Ranger, Rogue, Sorcerer, Wizard), а затем и разбрасывание очков на различные скиллл-пойнты и на повышение основных характеристик. Появились такие полезные вещи, как фиты. Они являются неким подобием скиллов, но, в отличие от вышеупомянутых, не могут прокачиваться.
Но самое главное не в этом. А главное в том, что воссоздана та самая атмосфера Baldurs Gate 1-2. Вот что делает игру столь завлекательной и заставляет сидеть за ней ещё и ещё, забыв все передряги, еду и сон.
Игра выходила без права на ошибку, и, нужно признать, недочётов в игре просто-напросто нет. Всё, что нам только могли наобещать: интересный сюжет, для которого слово эпический будет совсем не лишним, полная заточка под третью редакцию AD&D, прекрасная графика, редактор с огромными возможностями, суперпродвинутый мультиплеер с живым DM-ом — всё выполнено досконально без каких-либо недоразумений и недочётов.
Многим, конечно, всё равно интересно: а какая игра всё-таки лучше из всех вышедших RPG в 2002 году? На этот вопрос я действительно не могу дать ответ, какая из этих игр лучше, а заниматься сравнением таких на редкость удачных и проработанных шедевров — это занятие совсем неблагодарное да и попросту ненужное.
BATTLEFIELD 1942
Дата выхода: PC — 10.09.2002
Battlefield 1942 — дебютная часть культовой серии Battlefield, игра в жанре тактического шутера от первого лица. Была разработана студией Digital Illusion CE, а издателем игры послужила компания Electronic Arts. Уже по названию Battlefield 1942 становится ясно, что игра посвящена теме Второй Мировой Войны. В процессе игры игрок побывает на всех основных местах сражений времён самого кровавого конфликта в истории человечества — тут вам и жаркие бои в северной Африке, противостояние Красной Армии против сил Третьего Рейха, войны в океане между США и Японией... Будет и высадка сил союзников в Западной Европе — освобождение Франции, знаменитый пляж Омаха.
В игре есть две противостоящих команды, каждая из которых всегда представляет один из двух военно-политических блоков, принимавших участие во Второй мировой войне. Каждая из сторон, в зависимости от времени и места действия, представлена различными фракциями. Их внешний вид, флаги, вооружение и техника различаются между собой.
Игровой процесс состоит из захвата и удержания контрольных точек — специальных мест на карте. Тот, кто контролирует такую точку, может использовать её, чтобы войти в игру, после того, как его убили; в начале игры или по своему желанию. На некоторых контрольных точках генерируется боевая техника (танки, бронетранспортёры, внедорожники, самолёты, самоходные орудия). То есть, если игрок захватывает такую точку, он может пользоваться подкреплением из нескольких машин. Также, есть мобильные контрольные точки — корабли. Помимо своего вооружения, они являются точками входа в игру. В начале каждой игры командам даётся определённое количество солдат (от 50 до 400). При смерти одного бойца этот показатель уменьшается на одну единицу. Когда показатель доходит до 0, команда проигрывает. Показатель сам постепенно уменьшается, если у одной из сторон больше контрольных пунктов.
В Battlefield 1942 есть пять классов бойцов, за которых можно играть. Это разведчик со снайперской винтовкой, штурмовик с мощным автоматом, инженер, способный чинить технику и использовать противотанковые мины и взрывчатку, медик, со слабеньким автоматом зато с возможностью лечить себя и союзников, а также противотанковые бойцы, вооруженные базуками. У всех названных классов есть также нож, пистолет и гранаты.
С разнообразием техники и стационарного оружия также полный порядок. Есть огромные судна-авианосцы, небольшие лодки для доставки солдат с боевого корабля на берег, артиллерийские машины, танки, БТР-ы, джипы, самолеты и даже Катюша, пусть немного недостоверная (только шесть зарядов за раз без перезарядки, но это скорее во имя баланса, которого не было в реальной жизни, но для игры он лишним не будет). Также есть зенитные установки, стационарные пулеметы, как на оборонительных укреплениях, так и на танках, БТР, лодках, есть построенные на берегах огромные пушки, предназначенные для ликвидации вражеских боевых кораблей и авианосцев. Любители сетевых баталий смогут даже подводной лодкой пользоваться, чего, увы, нет в кампании.
Сама игра Battlefield 1942 быстро завоевала огромную популярность во всём мире. У неё практически не было аналогов на момент выхода, зато все последующие подобные игры, не принадлежащие к этой серии, были обречены на сравнение и обвинения в копировании Battlefield 1942.
Battlefield 1942 — гораздо больше сетевой боевик, чем одиночный. Именно в игре по сети с живыми противниками открывается все её великолепие, которое несколько портят боты в одиночной игре. Пройдя её кампанию раз, со временем захочется сделать это ещё.
Обширные территории, доступность многочисленной и разнообразной техники, огромный плацдарм для тактических соображений - все это вряд ли так просто забудется. И наверняка никого не оставит равнодушным. Battlefield 1942 — это настоящий шедевр, сотворивший революцию в своём жанре.
SERIOUS SAM: THE SECOND ENCOUNTER
Дата выхода: PC — 18.01.2002
Почти год назад вышла первая часть игры Serious Sam, своим бешеным игровым процессом затмившей всё, что было создано на тот момент. Игровой процесс — это не те слова, которыми стоило называть то безумное «рубилово», которое устраивал Сэм, проносясь свинцовым ураганом по заселённым инопланетными супостатами доисторическим городам и долинам.
Экипированный достойным оружием, крепкими нервами и столь же крепким, бронебойным чувством юмора, Сэм показал всем, как надо делать настоящие action-игры.
Конечно, бравый Сэм и его брутальные похождения - плод фантазии разработчиков из хорватской команды Croteam, создавшей превосходный игровой движок и отличную игру, оседлавшую этот движок — Serious Sam.
Игра начинается с конца предыдущего эпизода, когда Сэм отправился на Сириус на космическом корабле. Корабль Сэма получил повреждения от «автобуса с ящиками Croteam», и упал на Землю. Сэм приземлился в Центральной Америке, в век цивилизации Майя, за четыре сотни лет от Священного Грааля в нашей эре. Однако, не все потеряно: сирианцы оставили на Земле запасной корабль. Так как корабль находится в будущем, Сэму нужно найти сирианские временные порталы, которые помогут ему достигнуть пункта назначения. С этой целью Сэм штурмует Мезоамерику, Месопотамию и Средневековую Европу, где хранится корабль. По пути Сэм побеждает двух стражей временных порталов. После битвы с первым стражем Сэм переносится ещё глубже во времени в город Персеполь и отправляется к Вавилонской башне. Оттуда он переносится в 1138 год н.э. в средневековый город Крвавице, Польша. Наконец, перед Собором святой крови, Сэм сражается с Мордехаем Заклинателем, последним препятствием перед Святым Граалем. После славной битвы с Мордехаем и его появляющимися приспешниками Заклинатель, наконец, замолчал навсегда. В Соборе Сэм находит Святой Грааль, а затем саркастически признается в грехах Менталу (главный антагонист) в кабинке для исповедей, обещая «прийти за ним», после чего садится на корабль и отправляется на Сириус, чтобы дать бой Менталу и положить конец его бесчинствам раз и навсегда.
Что же касается геймплея, то он ни на йоту не изменился с первой части. Похождения бравого героя выглядят следующим образом: вы входите в комнату (или выходите на лужайку и т.п.), затем подбираете некий предмет (вроде нового оружия или броню), после чего Сэму приходится отбиваться от полчищ монстров, прущих, буквально, изо всех щелей. И так повторять до конца игры. Иногда делая перерывы на боссов. Если не дай Бог что-то будет непонятно, то услужливый компьютер «ИНЕРТАН» расскажет, что делать дальше. Что же здесь может быть такого интересного?
Так кажется только на первый взгляд. На самом деле левел-дизайнеры неустанно посылают игрока в разные ситуации: каково вам, например, сражаться против оравы монстров в очень тесной комнате, но с пружинящим полом? Или в трубе, в которой можно ходить хоть вверх тормашками? Или на льду, где инерция движения затихает не сразу?
Ну и, конечно, как же здесь не упомянуть последний уровень – «Коридор смерти». Думаю, уже из названия понятно, что там будет происходить.
Чем так многим понравился Serious Sam в своё время? Красивой графикой, отличным звуком, балансом оружия, запоминающимися врагами. Как бы то ни было, на то время Serious Sam был самым динамичным шутером. Так что если вы вдруг ещё в него не играли, то может стоит все-таки попробовать? Тем более, что в 2009 и 2010 вышло HD переиздание первых двух частей.
★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★
Вот такая подборка у меня получилась, дорогие читатели. Если Вы никогда не играли в данные игры и если Вас не отталкивает устаревшая графика, то обязательно советую вам ознакомиться с каждой игрой в данной подборке. Пишите в комментариях, какие для Вас были любимые игры 20 лет назад, которые выходили в 2002 году.
На этом у меня всё. Всем огромное СПАСИБО за прочтение! Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии. Играйте только в хорошее!