В то время как сами египтяне использовали несколько терминов для обозначения принудительного труда, египтологи обычно использовали перевод «раб, слуга» для понимания двух египетских терминов:
- Раб/Слуга: Хм / Хмт (мужской род/ женский род).
- Слуга/Рабочий: бАк/бАкт (мужской род/ женский род).
Последнее слово также часто переводится как «рабочий». Возможно, что статус, подразумеваемый использованием слова Хм, был ограничен иностранцами, поскольку египтяне, отказавшиеся от своих законных свобод (из-за голода, долга и т. д.), назывались бАк.у , а не Хм.у.
Интересно отметить, что, проклиная своего сына Хама, Ной объявляет ему, что он будет рабом братьям своим. Как и в египетском языке, в древнем иврите нет гласных и имя Хам будет записано как Хм, так же как и раб в Древнем Египте!
Из-за отсутствия сводов законов Древнего Египта правовой статус рабов так и не был полностью объяснен. Тем не менее, следующий образец египетских текстов, посвященных рабству от Среднего царства до Нового царства, дает представление о сложных отношениях между различными зависимыми рабочими, рабами и египетской элитой.
Среднее царство (2000-1700 гг. до н.э.) и 2-й промежуточный период (1700-1550 гг. до н.э.)
В одном известном тексте Среднего царства, «Сатире ремесел», описываются опасности и несчастья, сопровождающие, по-видимому, все занятия, кроме занятий писцов. Заметно отсутствует роль рабства, которое, по обоснованному мнению одного видного египтолога, не было четко определенной социальной группой в то время. Однако в Сатире можно найти различные фразы, относящиеся к типу принудительного труда:
- уХр бАк.ф («заставлен работать»),
- уХр бАк.ф мни.ти («заставлен работать в поле»),
- ту.фм Ссм 50 («избили 50 плетьми» за день отсутствия) и т.д.
Концепция принудительного труда в этом тексте ясна, но в нем прямо не упоминается рабство. Это символизирует проблемы терминологии.
В другом тексте Среднего Царства, папирусе Весткар, термин Хм используется для описания двух человек, массирующих своего хозяина, легендарного волшебника Деди:
Лежа на циновке у порога своего дома, он нашел его (Деди), раба (Хм) у его головы, массирующего его, и другого, вытирающего ему ноги.
В различных документах этого периода впервые упоминаются коммерческие сделки с участием рабочих ( бАк.у ). В одном тексте упоминается покупка трех рабочих-мужчин и семи рабочих-женщин в добавление к тем, что были унаследованы его отцом, в то время как другой человек добавил в свое имение двадцать «голов», а именно рабов или слуг. То, что они были куплены и добавлены к наследству, кажется, указывает на форму длительного рабства или службы, но опять же термины неоднозначны, особенно термин «головы».
Пленные иностранцы
Более очевиден случай с конкретными азиатами, которых захватывали в военных походах, обращали в рабство, а затем передавали в собственность отдельным лицам, которые затем могли передаваться по наследству или продаваться.
Таким образом, в целом рабами/слугами могли служить как коренные египтяне, так и иностранцы. Из семидесяти девяти слуг, представленных в списке на оборотной стороне Бруклинского папируса как принадлежащие одному владельцу, по крайней мере тридцать три были египтянами.
Опять же, следует подчеркнуть, что нет единого мнения относительно точного правового статуса тех, кого называют «рабами/слугами» ( Хм.у ) или «рабочими» ( бАк.у ).
Другие термины, относящиеся к рабству
Другие термины Среднего царства также включают:
- Призывники (У) - те, кто был призван на службу в армию, для работы на строительных или сельскохозяйственных работах или в горнодобывающих карьерах в качестве временной рабочей силы.
- Дезертиры (У) – Наказанием за дезертирство была трудовая повинность.
- Царские слуги (у-нзу) — египтяне, разделявшие статус азиатских рабов, и, в отличие от мобилизованных рабочих, в случае побега их казнили.
Уникальные случаи взаимодействия между рабами и хозяевами очевидны в этот период времени. Раб по имени Уаджхау научился читать и писать у своего хозяина. Во время второго промежуточного периода, если не раньше, можно было заслужить свободу и гражданство через брак.
Новое царство (1550-1070 гг. до н . э .)
Во времена Нового царства большинство рабов были иностранцами, которые заменили роли, которые ранее выполняли королевские слуги и призывники. Многие из них были военнопленными, но есть и свидетельства работорговли. Аменхотеп III писал Милькилу из Гезера, что посылает чиновника для обмена различных товаров на «прекрасных виночерпиев без порока».
Рабская Работа
Рабы пахали поля, сажали и собирали урожай, пасли скот и работали с тканями на службе у храмовых поместий. Они также могли служить дворецкими, пивоварами, опахальщиками, щитоносцами и наемниками. Египетский чиновник Сетау использовал иностранных рабов для строительства и работы в храме в Вади-эс-Себуа. Рабы также занимались изготовлением кирпичей, как показано в знаменитой сцене из гробницы визиря Рекмира (ок. 1450 г. до н . э .) и в кожаном свитке, который сейчас хранится в Лувре и датируется Рамсесом II.
В рабочей деревне Дейр-эль-Медина государство предоставило рабов для отдельных домовладений; этим рабам платили зерновыми пайками и, возможно, даже сдавали в аренду другим, что позволяло первоначальному владельцу получать дополнительный доход от их труда. Пленников отдавали в награду отдельным лицам, как неоднократно отмечалось в текстах воинов Яхмоса, сына Ибаны и Аменемхеба, и казначея Майи.
Освобождение рабов
Иностранных рабов в Новом царстве можно было освободить несколькими способами. Раб по имени Амениу получил свободу в обмен на женитьбу на больной племяннице своего владельца. Рабы также могли быть освобождены через усыновление, как это было в случае с детьми рабыни Диенихатири, чей владелец усыновил ее детей. Одна из девушек, Тайменнут, вышла замуж за смотрителя конюшен Пендиу. Все дети, родившиеся у них, были свободными гражданами.
Другой путь к свободе должен был быть очищен (отмыт ) самим царем, как отмечено на стеле Реставрации Тутанхамона. Рабы могли получать облагаемую налогом заработную плату, имели некоторые судебные права, могли жениться и создавать семьи и даже сохранять свои первоначальные имена.
В целом, рабы играли много ролей в Египте Нового царства, очень сложном обществе, которое все больше полагалось на рабский труд для своего экономического процветания.