Это первые записи о поисках древнерусской цивилизации художника Владислава Несынова на территориях современных Турции и Египта.
1988 год. Стамбул. Турция. Собор Святой Софии. Реставраторы расчищают римские мозаики от штукатурки. Делаю шаг и попадаю в помещение с изображением людей с ногами львов и с крыльями птиц. Меня встречает старик в остроконечной шапке из кожи и волос с вплетёнными драгоценными камнями. Он приглашает знаком к светящимся воротам семирусских стран. Как заклинание повторяю отрывок из словаря : "Н"- четвёртая буква руки, мощи, сильного замаха, жестокости и милосердия."Н"- вьющийся виноград , посаженый на земле и прикреплённый к небу. Над головой четырёхкрылый гений! Эхо донесло:
- Чтобы иметь такие крылья необходимо много трудиться.
Речь старика:
- Ты свет, ты несёшь солнце. Смотри в зеркале моря отражённые звёзды. Первая звезда - начало всех начал. Ключи от ворот у небесных ног.
1988 год. Стамбул. Турция. Мечеть Мурат - Паши расположена недалеко от гостиницы, в которой мы проживаем. От неё идёт маленькая улочка, вымощенная камнями, на старый рынок. Магазинов, предлагающих разные вещи из кожи, множество. Попросили управляющего, чтобы принёс красивую куртку для Марины. Пока примеряли и выбирали, он рассказал о своих детях и жене, которые вместе уехали в Америку. Теперь он один и для красивой женщины из далёкой Сибири готов продать любую куртку по цене, которую мы сами назовём. Цену я назвал низкую, а в компенсацию в блокноте нарисовал его портрет и подарил, как чек. Турок был удивлён и пригласил в кафе - бар попить пиво с фисташками. Русская Марина не давала ему покоя, и он стал ловить её ноги своими под столом. Мы спокойно встали, поблагодарили, получили приглашение на завтра на стриптиз, вежливо отказались и ушли.
1988 год. Троя. Турция. Попали под дождь. Ходим вокруг террас . Заглядываем в колодцы - их здесь считают камерами пыток. Разбросаны капители и колонны (фрагменты), кувшины под вино и пищу. Остановились переночевать в мотеле. Троянский конь, сконструированный по описанию Гомера, украшает рекламу мотеля. В коне живут белки. Носятся по лестнице, которая расположена между ног. Порисовал и теперь ходим по мотелю в поисках подходящей комнаты. Ту, которую нам предложили, я забраковал - не та кровать, не те лампы, не тот душ...Взяли ключи от свободных номеров и пошли выбирать. Нашли отличный номер, но дверь захлопнулась. Я пытался открыть ключом - бесполезно. Мой "второй Владислав", который на встрече со стариком отсутствовал, свирепел и ругал турок! Не хотелось стучать и кричать. Подошёл к окну - плотно закрыто. Полное ощущение попадания в турецкую ловушку. Марина взяла ключ и спокойно открыла дверь. Меня взорвало от этого действия! С проклятиями в адрес мотеля я пошёл на улицу прогулять свою злость и попытался там её оставить. Отдышавшись, вернулся в ранее предложенный нам номер. На столе стояло четыре бутылки хорошего красного вина с троянским конём на этикетке. Марина весело распевала песенку и, улыбаясь, сказала:
- Решила прибраться в номере, двинула один из пуфиков, а там был сюрприз! Кто-то оставил для нас вино! Номер отличный, зря мы искали другой!
Рыбаки принесли в ресторан живую рыбу. Запустили в бассейн. Пыточные сковородки Трои раскалялись. Нас ждал ужин по-турецки.
1988 год.Возвращение в Стамбул. Турция. 3 тысячи 300 лет назад был построен тридцатикилометровый водопровод.Рисую акведук, арку, возведённую при римском императоре Константине, заходим в квартал Галата, смотрим на залив Золотой Рог. После поездки вокруг Мраморного моря, прохода через Босфор и Дарданеллы создаётся более полное впечатление о цивилизации Малой Азии. Подходим к храму Хора(теперь мечеть Победы). Была отремонтирована при Фёдоре Метахиде в 1321 году христианской эры. Проезжаем квартал Лялели,квартал Аксарай(Белый Дворец). В Стамбуле 6 миллионов человек. 3 миллиона работают. В городе проживает 5 тысяч болгар, 50 тысяч греков (эллинов, которые не отступили с русскими в глубинные земли), 25 тысяч евреев, 30 тысяч армян...Бульвар Арлия. Рядом просматривается остаток защитной стены Константинополя. Длина-19 километров. Высота от 12 до 15 метров, толщина 6 метров. Рисую портреты - дарю. Нарисовал портрет водителя Кумгура, нашего сопровождающего и его помощника. Молодой парень просит, чтобы его тоже нарисовал. Чем хуже? Хочет оплатить. Но уже нет сил…
1988 год. Каир. Египет. Поселились в отеле "Фараоны". Подчинённость пирамидам во всём - от стрижки деревьев. Арабский язык очень красивый. Восхищаюсь. Улицы заполнены торговцами, которые гоняются за покупателями. Шикарные автомобили, грязные лачуги без окон, без дверей, спящие на лавке люди в оборванной одежде, космическая по красоте архитектура - всему есть место. Но всё меркнет перед таинством Древнего Египта, страны Кеми, империи Ка - Мит, цивилизации Там -Ра...Долгожданная встреча с Каирским национальным музеем состоялась. Западные немцы толпятся у гробницы Тутанхамона. Один из них рухнул на пол, абсолютно побелев. Прибежала туристическая полиция. Люди расступились. Немец лежал бездыханный около улыбающегося фараона в саркофаге, покрытом золотыми пластинами. Фаюмские мумии с забинтованными реалистическими портретами вместо лица, с торчащими серо-чёрно-зелёными пальцами крючковатых ног и рук не удивлены очередной жертве любопытных. Два разных мира- живых и мёртвых. Я остановился около глиняных фигур рыбаков с сетями. Белая одежда , коричневые тела, белки глаз белее одежды, чёрные зрачки глаз, чернущие парики. Их сопровождают музыканты. Рядом, в витрине, сидит забинтованная мумия любимой обезьянки фараона. Достаю блокнот и рисую - обезьянка на уровне моих глаз. В соседнем зале , на музейном диванчике, отдыхает Марина. Два мужика крутятся вокруг неё.
1988 год. Каир. Отель Мариотт. Египет. Арабская свадьба. Лучший голос Азии. Наши новые друзья, которые искрутились в Каирском национальном музее около Марины - коммерческий директор "Аристон" итальянец Калоджеро Скализи и ливанец Бассам Саррас, менеджер "Аристон" по Ближнему Востоку. В холле рисую их портреты.
Переполох. Наша компания шумная, включая наша любимую подругу , Мако Алиеву, саму мисс галантность и строгость, родственницу партийных руководителей Азербайджана. Мы подымаемся в концертный зал - амфитеатр. Внизу арабская свадьба. Но Калоджеро хочет на первые ряды. Подзывает работника зала, объясняется с ним и получает отказ.Тут началось. Калоджеро вытащил толстую пачку денег из внутреннего кармана костюма и жутко отхлестал по щекам стоящего перед ним работника. Тот держался молодцом, приговаривая:
- Там свадьба, все места зарезервированы...
В схватку за первые места в первых рядах вступил Бассам Сарас, страшно выпучив чёрные ливанские глаза. Он достал из кармана брюк ещё большую пачку денег и давай хлестать, с пощёлкиванием, работника. Было только слышно:
- Там свадьба, все места зарезервированы... Тихий голос Марины остановил вакханалию:
- По моему здесь лучшие места. И звук здесь будет лучше, чем внизу.
В награду мы получили прекрасный вечер..…
1988 год. Александрия. Египет. Мой стандарт - утром рано встать и идти рисовать в любой поездке. Не стала исключением и Александрия. Одно "но". Этот город я знал раньше - все улицы, дома. Запахи еды раздражали. Марина спрашивала:
- А что за этим поворотом? - и я отвечал.
Впервые мне самому стало страшно - откуда это? Что происходит? В свободное время искал тот мотив, который очень бы меня позвал... Им стал дом неправильной формы, живой и древний. Утром, пораньше, пришёл к нему, сел на высокий бордюр, подложив картонку, и принялся за работу. Через несколько минут, из кафе напротив, принесли кресло. Я был приятно удивлён. Продолжал рисовать. Ещё через 5 минут принесли стол. Пустая улица, стол, кресло...Я это воспринял как уважительное отношение. Следом вышел официант с подносом - кофе, вода. Я спросил об оплате и получил ответ, что это подарок :
- Рисуйте и не торопитесь уходить.
Последние слова меня резанули, но было некогда - наконец-то рисую в полном комфорте... Что ещё желать? Прекрасное утро! Через некоторое время из подъезда дома вышли три человека. Двое молодых парней вели под руки дедушку. Я подумал :"Старику плохо. Сейчас подойдёт машина и его повезут к врачу". Но все они двигались ко мне....Я собрался и продолжил рисовать, но уже всякие мысли лезли в голову - что-то не так...
Они подошли, поздоровались. Старик потрогал мои руки, бумагу, карандаш и заплакал. Он был слепой. "Зачем слепому художник"- с ужасом подумал я. А старик что-то сказал по арабски... Я извинился и спросил на английском:
- Что сказал дедушка?
Один из парней ответил:
- Он Вас очень долго ждал...
Первое, что мне взбрело в голову:
- А как долго?
- Последние 25 лет... (на этот момент мне было 26 лет)
И продолжил:
- Когда утром мы увидели Вас из окна, то сразу позвонили в кафе, чтобы задержать. Дедушка мог не поверить нам и решить ,что мы специально всё подстроили... Но наша семья была потрясена, что Вы пришли рисовать наш дом....
Я попил воды. Старик держал меня за плечо, слушая каждое слово, а слёзы, не переставая, текли по его лицу.
- Что случилось с дедушкой, почему он плачет? -спросил я.
- Это слёзы радости! Последние 25 лет он каждый день спрашивал о Вас. Но Вы всё не шли, а он терял веру. В детстве ему колдунья нагадала, что он умрёт после того, как придёт художник и будет рисовать его дом. Он болел, ослеп и не хочет жить. Ругал колдунью, что она его обманула и этого не может быть. Но сегодня он счастлив и плачет. Всё свершилось. Всё правда.
Они поклонились и ушли, хором шепча слова благодарности Всевышнему..…