Александр Блок описал девятнадцатый век как «воистину жестокий век». При жизни он смог застать лишь четверть века двадцатого, еще более щедрого на жесткость и нечеловеческий ужас. Мы убеждены, что лучшей иллюстрацией для двадцатого века является не стихотворение, а музыка.
Предлагаем вашему вниманию десять самых жутких произведений классической музыки, что были написаны в разные периоды XX века. Для улучшения восприятия материала данные сочинения представлены в хронологическом порядке.
1. Густав Малер. «Песни об умерших детях» (1901—1904)
Вокальный цикл из пяти номеров, вдохновленный стихами Фридриха Рюкерта. Очень важная работа для Малера, которая относится к венскому периоду композитора. Если вы хоть немного знакомы с биографией Густава Малера, то можете понять, почему именно эта работа для него была такой личной.
Эмоционально сдержанное, медленное, пропитанное великой скорбью произведение искусства. Всё его великолепие и красота раскрывается ближе к концу, благодаря полноте и насыщенности женского вокала.
2. Сергей Рахманинов. Симфоническая поэма «Остров мёртвых» (1908)
Большое сокровище русского романтизма. Известно, что идея Рахманинова сочинить подобную пьесу появилась с впечатлением от черно-белой копии картины Арнольда Бёклина с одноименным названием.
Оказавшись под влиянием символизма, Рахманинов сотворил нечто удивительное и грандиозное. Главное достоинство этого музыкального произведения — его рост и изменение. От невысоких волн до буйства стихии, от путешествия на лодке Харона до Судного дня.
О Рахманинове можно говорить бесконечно долго, но лучше просто послушать. Одна из самых сильных дирижерских интерпретаций данной симфонической поэмы доступна ниже.
3. Арнольд Шёнберг. «Лунный Пьеро» (1912)
«Pierrot Lunaire» — еще одно произведение из данного списка, в основу которого легли стихи. Альбер Жиро был бельгийским поэтом-символистом, он писал на французском, но именно в вокальную основу цикла лег перевод на немецкий, над ним работал Отто Эрих Хартлебен.
Это очень интересная и жуткая музыка, впечатление от нее безумно сложно передать. Воображение рисует образ обезумевшего клоуна Пьеро, утратившего в своем сознании способность различать речь и пение. Сильнейшая работа австрийского композитора, если вы ознакомитесь с ней целиком, то поймете, почему Шёнберга называют отцом атональной музыки.
4. Оливье Мессиан. «Хронохромия» (1960)
Талантливый французский композитор написал поистине жуткую музыку для оркестра. «Хронохромия» состоит из семи частей, окрашенных в разные цвета. Это объясняет название его работы, которое в переводе на русский означает «цвет времени».
Интересным для восприятия это произведение делает подход к написанию ритма. Музыка здесь построена на 32 длительностях и симметричных перестановках. Композиторское мастерство Мессиана позволяет нам услышать шум воды и пение тропических птиц. Чрезвычайно трепетная работа, в значительной мере это относится ко второй строфе (Strophe II), которая способна сбить с толку даже самого искушенного любителя классической музыки.
5. Кшиштоф Пендерецкий. «Плач по жертвам Хиросимы» (1960)
Один из самых выдающихся польских авангардистов получил мировую известность именно благодаря этому шедевру. «Плач по жертвам Хиросимы» представляет собой абсолютную манифестацию ужаса и агонии. Полсотни струнных инструментов создают ошеломляющую шумовую волну.
Пендерецкий отказывается от мелодии и ритма, добиваясь эффекта переживания катастрофы и последующего за ней страха раскаяния. Пример музыки, которая может стать звуковым сопровождением к любому фильму ужасов.
6. Кшиштоф Пендерецкий. «De natura sonoris № 1» (1966)
Это уже вторая композиция польского композитора в данном списке, в ней он пытается ответить на вопрос о природе звука. Так, в общем-то, и называется эта одна из его самых впечатляющих работ в переводе с латыни.
«De natura sonoris № 1» — это образец оркестровой музыки, охваченной совершенно невыносимым волнением и трепетом. Любопытно, что данная работа вошла в список саундтреков для фильма Стэнли Кубрика «Сияние», ей же составили компанию два других произведения Пендерецкого: «Пробуждение Иакова» и «De natura sonoris № 2».
7. Карел Гуса. «Апофеоз планеты Земля» (1970)
Еще будучи совсем молодым человеком, Карел Гуса вдохновлялся музыкой Игоря Стравинского, Белы Барток и Витезслава Новака. Влияние модернизма, неоромантизма и неоклассицизма прошло через всю его судьбу.
Трудно поверить, что это музыкальное произведение написано живым человеком. Венгерский композитор с головой погружает нас в переживание опыта глобальной катастрофы. Гибель всего мира — основная и, пожалуй, единственная идея, заложенная в данную композицию. Сильнее всего эта идея раскрывается во второй части под названием «Tragedy of Destruction» (Трагедия уничтожения).
Уже второе предостережение для человечества от использования ядерного оружия в нашем списке самых жутких классических произведений двадцатого века.
8. Дмитрий Шостакович. Струнный квартет № 15 (1974)
Последний и самый продолжительный струнный квартет советского композитора, состоящий из шести частей. Его полное исполнение длится более 40 минут, но это того стоит.
Известно, что ранний Шостакович был впечатлен музыкой Малера, неслучайно одно из его произведений оказалось в нашем списке под первым номером. Если сравнивать со всеми прочими из списка, то это сочинение не самое зловещее и пугающее, но оспорить его шедевральность невозможно.
9. Альфред Шнитке. «In memoriam» (1972—1978)
«In memoriam» — это вариант фортепианного квинтета для оркестра. Произведение посвящено дирижеру Валерию Полянскому. Итогом шестилетней работы стала композиция из пяти частей. Среди них в значительной степени выделяется третья часть — Andante, самая загадочная и впечатляющая.
Во время прослушивания может показаться, что эта музыка сумбурна, лишена систематичности, но именно эта сбивчивость и создает эффект распада человеческой памяти. Поистине жуткое, леденящее душу музыкальное произведение.
10. Микис Теодоракис. Симфония № 2 (1981)
Вы, наверное, обратили внимание, что все композиторы в этом списке принадлежат либо к Центральной Европе (Австрия, Венгрия, Чехия и Польша), либо к России и СССР. Микис Теодоракис — греческий композитор, единственный представитель Юга Европы, но это не делает его менее значимым.
Человек тяжелой судьбы: боролся против нацистов, пережил концлагерь и тюрьму, столкнулся с гонениями и полным запретом своей музыки, был сослан за активную политическую деятельность.
Симфония № 2 (или же «Песнь о Земле», как ее сам называл автор) выражает идею равновесия двух начал: дионисийского и аполлонического. Хаотичное, сильное и жуткое музыкальное сочинение.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вы знаете какие-либо другие примеры странной, пугающей или просто необычной классической музыки, то поделитесь с нами в комментариях. И обязательно поставьте палец вверх!