Я долго думал о том, с чего начать писать эту статью. То ли с истории изучения гипноза. То ли с ошибочного представления о нём многих людей. Или же начать с терминологии, вернее, с определения того, что под ним подразумевают специалисты. В итоге я всё-таки остановился на терминологии.
Но как бы не могло показаться это странным (ведь гипноз в наши дни достаточно хорошо изучен), не существует единого определения гипноза. А существует множество разных определений и подходов к тому, что считать гипнозом.
Правда, это относится не только к гипнозу, а к любому термину, обозначающему сложный процесс. И в этом нет ничего удивительного. Проблема в том, что невозможно дать сложному явлению точное определение. Потому что невозможно обозначить вокруг него чёткие границы. Просто потому что их нет.
Хорошо известный «#парадокс кучи» хорошо демонстрирует эту проблему «размытости». Звучит он достаточно просто: «Сколько зёрнышек следует считать кучей?» Одно? Два? Три? Четыре?
Однако если здесь можно договориться о том, что, скажем, четыре зёрнышка – мы будем называть кучей, а вот меньше четырёх – уже нет. То в таких сложных процессах, как гипноз, дружба, любовь и пр. это в принципе невозможно сделать.
Отсюда и множество различных определений, вплоть до диаметрально противоположных: от «гипноза не существует» до «гипноз есть всё». И что интересно – в определённом смысле все они верны.
Однако больше всего мне нравится определение гипноза, взятое в книге «Трасформейшн» от создателей НЛП Д. Гриндера и Р. Бендлера. Коннира Андреас в предисловии этой книги пишет: «Когда Джон Гриндер и Ричард Бэндлер вместе ведут семинар по гипнозу, один из них обычно говорит: "Все общение - гипноз", а другой - "Я не согласен; гипноз – это ничто, гипноза не существует." В некотором смысле они оба правы, и оба говорят одно и то же.
Если я рассказываю вам, как плавала под водой с маской во время недавнего медового месяца на Юкатане, и описываю быстрые движения ярко окрашенных тропических рыб, ритмическое звучание ласковых волн, набегающих на берег, и ощущение подъема и падения вместе с тёплыми волнами, в то время как я рассматриваю подводный пейзаж - можно надеяться, что я изменю состояние вашего сознания так, что вы сможете пережить какое-то представление о том, что пережила я.
Если вас воодушевляет идея отправиться туда самому - значит, я использовала те же самые паттерны общения, которые используют удачливые гипнотизеры... и удачливые поэты, продавцы, родители, политики, религиозные лидеры и т.д. Если вы думаете о гипнозе как об изменении состояния чьего-то сознания, тогда любое эффективное общение есть гипноз».
Итак, гипноз, по определению Конниры Андреас, есть эффективное общение, которое способно изменять состояние сознания человека, называемое сегодня #гипнотическим трансом. Кстати, считается, что понятие «гипнотический транс» в научный обиход ввёл Милтон Эриксон. По крайней мере, как утверждают исследователи, именно после него это понятие стали употреблять в научных изданиях, описывая гипноз.
Погружаясь в гипнотический транс, человек входит в определённый мир фантазии (воображения). Однако этот мир фантазии способен не только изменять психику человека, но и менять его на физиологическом уровне.
Например, в состоянии гипнотического транса испытуемым на спину накладывали кусочки обычной бумаги, смоченные в обычной воде, и внушали, что это горчичники. Испытуемые не только ощущали жжение от этих бумажек, но у них на спине оставались следы ожогов после того, как эти бумажки убирали.
Этот эксперимент и подобные им эксперименты описывает в одной из своих книг П.И. Буль – доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт, почётный член Пражской, Берлинской и Парижской Академии наук. Они проводились ещё в СССР, когда гипноз изучали советские учёные.
Поэтому не стоит недооценивать силу воображения, если она способна на такое! А если ещё учесть, что при помощи гипноза лечат различные заболевания, начиная от аллергий и заканчивая неврологией, то неизбежно придётся признать, что воображение обладает огромной силой! Ведь, по сути, в гипнозе кроме воображения нет ничего. Гипноз – это плацебо! Но зато какое мощное!
#Мифы о гипнозе
Между тем, представление большинства людей о гипнозе очень сильно искажено, из-за неверной интерпретации в фантастических фильмах, мультфильмах, сказках, сериалах и пр. В них гипноз обычно изображают как некое магическое воздействие со стороны гипнотизёра на гипнотизируемого, в результате которого последний лишается собственной силы воли, становясь неким рабом, который исполняет волю гипнотизёра.
Причём выполняет такие действия, которые могут полностью противоречить системе ценностей гипнотизируемого субъекта. Например, загипнотизированный субъект может ограбить кого-то, избить или даже убить. Но в итоге ничего не помнит об этом, и не может объяснить, как он вытворял такие страшные вещи.
Однако видные авторитеты, знакомые близко с гипнозом, относятся к подобным интерпретациям не более, как к выдумкам и сказкам. Утверждая, что невозможно загипнотизировать человека против его воли. Также как невозможно заставить его выполнять какие-либо действия, которые противоречат его системе ценностей.
Между тем, не стоит слепо полагаться на мнения авторитетов, ибо это не самый весомый аргумент. Помниться в одной из книг (сейчас уже точно не вспомню в какой) по истории наук, автор писал, что кардинальное изменение в науке произошло тогда, когда учёные умы перестали доверять мнениям авторитетов.
И начали проверять истинность их утверждений экспериментальным путём. Произошло это во времена Ренессанса, который характеризуется огромным количеством открытий.
Конечно, это не значит, что мнения авторитетов нужно полностью игнорировать. А это значит, что кроме мнений, нужно ещё включать собственную логику. И внимательно относиться к наглядным примерам, которые автор приводит в качестве основных аргументов своей точки зрения, и с которыми мы знакомы на своём личном опыте. Особенно когда речь заходит о психических процессах (а здесь речь идёт именно о них).
Поэтому давайте с Вами не только послушаем мнения авторитетов и их объяснения, но и попробуем понять, что такое гипноз, опираясь на Ваш личный опыт, Дорогой Читатель. «Как это возможно, – можете возразить Вы, – ведь обычный читатель, далёкий от гипноза, не может знать о нём из личного опыта!»
Однако, проникнув в суть вещей этого сложного феномена, Вы поймёте, что тоже знакомы с гипнозом. Хотя могли и не знать, что те психические явления, которые Вы неоднократно проживали и проживаете на своём личном опыте, и называются гипнозом.
Однако прежде чем перейти к более подробному рассмотрению гипноза, давайте с Вами немного познакомимся с его историей.
Немного истории
Гипноз был известен людям с незапамятных времён. Остались свидетельства, что его применяли жрецы Древнего Египта, Индии, Тибета. О нём знали врачеватели Древнего Востока. А позднее он использовался в Древней Греции и Риме. Правда, в древние времена и на разных континентах он назывался разными именами. И к нему относились скорее как к колдовству.
Причём стороннему наблюдателю, следившему за реципиентом, введённым в гипнотический транс, гипноз казался сном. Поскольку его реакции (о них мы поговорим немного позже) в состоянии гипноза были очень похожи на реакции сонного человека. Да и вводили людей в гипноз, как правило, простым приказом «Спи!». Поэтому очень долго гипноз называли «сном наяву».
А если учесть тот факт, что в состоянии более глубокой стадии гипноза (стадии сомнамбулизма, о чём мы тоже поговорим немного позже), человек может выполнять необычные для его бодрствующего состояния действия, то нет ничего удивительного в том, что для малограмотного древнего человека этот «сон наяву» казался мистическим сном.
Считается, что Авиценна (Ибн Сина – средневековый персидский учёный, философ и врач, 980-1037г.) первым провёл различие между сном и гипнозом. По крайней мере, исследователи истории гипноза указывают на «Книгу исцеления», которую он опубликовал в 1027 году, указав на то, что гипноз отличается от обычного сна, хотя человеку в состоянии гипноза можно внушить реальность сна.
То есть человек в состоянии гипноза будет верить в свои фантазии, как в реальность. По сути, мы во сне со сновидением делаем то же самое. Это только в осознанных снах мы можем понять, что спим. Однако осознавать себя во сне может далеко не каждый. Нужно ещё изрядно постараться, чтобы во сне понимать, что ты спишь.
Затем гипноз стали называть магнетизмом. А при наведении гипнотического транса в работе даже использовали магниты.
По утверждению многих исследователей, одним из первых их использовал Парацельс – швейцарский врач, философ и естествоиспытатель эпохи Возрождения, предположительно живший в 1493-1541 г. Он проводил магнитами над телами больных, после чего они исцелялись.
Ну а самый известный врач и целитель, создавший целое учение о «животном магнетизме», ныне известное как «месмеризм», был немец Франц Антон Месмер (1734-1815г.). Причём создание учения о «животном магнетизме» считается открытием.
Поскольку оно было сделано Ф. Месмером после чудесного исцеления им некой госпожи Франциски Остерлин, которая находилась на пороге смерти, но выздоровела буквально через несколько часов после того, как Ф. Месмер приложил к телу пациентки магниты, которые ему дал венский астроном Максимилиан Хелл.
Это произошло 28 июля 1774 года, когда врач решил попробовать подарок астронома. Поэтому этот день Ф. Месмер назвал датой открытия «животного магнетизма» (хотя М. Хелл считал исцеление собственной заслугой). Некоторое время спустя Ф. Месмер разослал сообщение о своём открытии в крупнейшие научные институты Европы. А Ф. Месмер, между прочим, был серьёзным учёным того времени, защитившим докторскую диссертацию. Поэтому его мнение имело вес.
Однако научное сообщество скептически восприняло заявление учёного. А медицинский факультет Сорбонны даже объявил ему войну, начав критиковать его в сатирических журналах. Чтобы защитить себя от участи «научной инквизиции» Месмер набрал себе сторонников и организовал Общество вселенской гармонии, которое насчитывало в то время около 430 членов. А отделения общества действовали в разных городах Европы.
Таким образом, Месмер не только распространил своё учение практически по всей Европе, но и стал одним из самых богатых учёных того времени. Немного позднее Месмер пришёл к заключению, что хотя магниты и благоприятно действуют на пациента, всё же исцеление происходит не за счёт магнитов, а в результате действия некоего флюида, исходящего от гипнотезёра. Флюида, который он назвал «животным магнетизмом».
Хотя месмеризм стал очень популярным (даже и в наши дни), а магнитотерапия до сих пор рекламируется, как форма "альтернативной медицины", учение Месмера всё же было опровергнуто научным сообществом. Специальная комиссия по месмеризму наглядно показала, что в основе месмеризма лежит воображение пациента, а сам Месмер действовал исключительно силой своего внушения.
Между тем Месмер оказал огромное влияние на научное сообщество, подтолкнув его к изучению этого интересного феномена, наглядно продемонстрировав ему «силу гипноза».
Гипноз начали интенсивно изучать повсюду: в Европе, США, России и т.д. В настоящее время исследователи различают разные школы гипноза: Парижская школа гипноза, Нансийская школа гипноза, Российская и советская школа гипноза, Американская школа гипноза и т.д.
Исследованием гипноза занимались такие известные учёные, как: И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.П. Платанов, П.И. Буль и др. – Россия и СССР; Жан-Этьен Доминик Эскироль, Жан-Мартен Шарко, Зигмунд Фрейд, Гюстав Лебон и др. – Европа; Уильям Джеймс, Дейв Элман, Милтон Эриксон и др. – США.
Также стоит отметить, что в изучение гипноза внесли значительный вклад создатели НЛП (нейролингвистического программирования) Дж. Гриндер и Р. Бендлер. Они исследовали гипнотические паттерны наиболее успешных психотерапевтов того времени (1960 – 1970г.), таких как Вирджиния Сатир, Фриц Перзл и Милтон Эриксон. А затем объяснили их подходы в своих трудах по НЛП, подробно описав лингвистическую (языковую) составляющую гипноза.
Правда здесь есть заслуги лингвистов и математиков, основавших прикладные разделы, которые затем превратились в самостоятельные науки, известные сегодня как: психолингвистика, теория информации, теория коммуникации и пр. Их вклад в психологию сложно переоценить. Вот уж поистине верно высказывание – наука едина.
Так что гипноз неизбежно связан с языком, информацией и коммуникацией. Однако нас больше интересует вопрос о том, что же такое гипноз с точки зрения нашего личного опыта.
#Гипноз как состояние сознания
Хотя мы и дали в первой части статьи определение гипнозу, как некоему фантазированию (воображению), всё же это не просто фантазирование, а какая-то особая его форма, которая может творить настоящие чудеса. Подумать только, у испытуемых оставались следы от ожогов обычной бумаги, которые они себе представляли горчичниками!
Разумеется, при таком фантазировании состояние сознания человека меняется, т.е. человек находится в необычном состоянии сознания. Вернее в необычном состоянии сознания для него. Поэтому НЛПеры дают ещё одно определение гипнозу. #Гипноз – это любое состояние сознания отличное от привычного состояния сознания, в котором данный индивид находится чаще всего.
Например, если Вы катаетесь на американских горках довольно редко, то в момент катания будете переживать необычные ощущения, которые можно характеризовать необычным состоянием сознания, отличным от Вашего привычного состояния.
Его и можно назвать гипнозом. Если же Вы будете днём и ночью кататься на американских горках, и для Вас эти ощущения станут обычным делом, то тогда гипнозом для Вас станут любые другие ощущения.
Советские учёные (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, П.И. Буль и др.) считали, что в основе гипноза лежит особое состояние нервной системы, связанное с её переутомлением и перевозбуждением. Поэтому для введения человека в состояние гипноза зачастую использовали, так называемые, пассы: повторяемые в течение 20 – 30 минут монотонные действия. Например, поглаживания по спине, покачивание блестящего предмета перед глазами гипнотизируемого, слушание монотонных звуков и пр.
Воздействие монотонных действий на любую сенсорную систему (зрительную, тактильную, слуховую и т.д.) в течение некоторого времени вызывали у человека усталость. И человек будто бы засыпал (закрывал глаза, переставал двигаться и пр.). Хотя это был не сон, а гипнотический транс. Кстати, эти техники и по сей день применяют для введения человека в гипнотический транс.
Поэтому неудивительно, что в древние времена гипноз считали сном. Ведь клиент проявляет все признаки сна (глаза закрыты, расслаблен, практически не двигается и пр.). Очевидно, переутомление и перевозбуждение нервной системы, вводящее человека в гипнотический транс, лежит в основе техник, ныне известных под общим названием «перегрузка сознания».
Например, если человека попросить одновременно почувствовать своё тело: от головы до ног, включая ощущения в горле, животе, стопах ног, кончиках пальцев, икрах ног, спине, шее и т.д. То поначалу человек будет пытаться чувствовать ощущения в отдельных точках своего тела, добавляя к ним всё новые и новые ощущения.
Затем наступит такой момент, когда человек будто зависнет (внешне будет казаться, что человек заснул): его сознание перегрузится, и он войдёт в гипнотический транс. Техника слушания сразу всех звуков вокруг, включая звуки собственного дыхания и сердцебиения, приводит к такому же эффекту.
Между тем, очевидно, далеко не всегда гипноз можно объяснить переутомлением и перевозбуждением нервной системы. Да и состояние загипнотизированного субъекта далеко не всегда внешне похоже на сон.
Вообще стоит заметить, что понимание сути гипноза существенно расширилось благодаря М. Эриксону, который наглядно показал, что в состоянии гипнотического транса человек может не только находиться с открытыми глазами, но и активно общаться. После этого гипноз стали рассматривать как состояние активного научения, во время которого практически всё внимание гипнотизируемого субъекта сфокусировано на какой-то определённой задаче.
Кроме того, М. Эриксон наглядно продемонстрировал, что введение в гипнотический транс может быть вызвано не только переутомлением и перевозбуждением нервной системы, но и другими способами. М. Эриксон выделял четыре основных способа наведения гипнотического транса:
- замешательство (или разрыв шаблона);
- насыщение информацией (перегрузка сознания, о чём мы уже говорили);
- удивление (этот способ можно отнести к разрыву шаблона);
- шок (этот способ тоже можно отнести к разрыву шаблона).
По большому счёту основных способов введения в гипнотическое состояние всего два: 1. перегрузка сознания (о чём мы уже говорили) и 2. разрыв шаблона. Первый способ мы уже с Вами обсудили: это когда наступает переутомление нервной системы из-за монотонных воздействий на сенсорные системы, обычно какую-нибудь одну (слуховую, зрительную и т.д.) или переизбытка информации (например, чувствовании сразу всего своего тела).
Кстати, переизбыток репрезентативной информации, которая вызывает яркие внутренние образы, например, долгом перечислении животных разной окраски, тоже вызовет усталость и погрузит человека в транс.
Однако давайте с Вами рассмотрим второй способ – разрыв шаблона. И Вы поймёте, что замешательство, удивление и шок, которые М. Эриксон выделяет в отдельные способы, на самом деле является не чем иным, как разрывом шаблона нашего привычного поведения.
Дело в том, что наше поведение, впрочем, как и мышление, шаблонно. Мы действуем по заранее заученным шаблонам. То есть на соответствующее событие у нас уже имеется заготовленный шаблон, который мы ранее выучили. Например, когда нам протягивают руку, здороваясь с нами, то мы машинально протягиваем руку в ответ.
Но если человек протянет нам сжатую руку, и разжав её перед нашей рукой, в ней окажется паук, то на некоторое время мы замешкаемся (возникнет ситуация замешательства, удивления или даже шока).
Другими словами – наш шаблон разорвётся. В этот момент наше сознание как бы будет искать решение выхода из сложившейся ситуации. Поэтому внушение будет воспринято как решение. Однако у вошедшего в гипнотический транс человека глаза не обязательно закроются. И он не обязательно будет демонстрировать все признаки сна.
Как бы то ни было подобные состояния сознания, пусть они даже возникают лишь на короткое время (несколько секунд) необычны с точки зрения наших привычных состояний. Тем не менее, их можно назвать гипнотическими состояниями.
Поэтому важно отметить, что гипноз имеет, как продолжительность во времени, так и глубину. Понимание этого важного момента позволяет разрушить многие мифы, навязанные телевидением, эстрадой и фантастическими рассказами. Поэтому давайте с Вами немного остановимся на этом.
В качестве наглядной аналогии я обычно привожу пример с алкогольным опьянением, которое также можно характеризовать продолжительностью и глубиной. Человек может быть сильно пьяным и слегка подвыпившим. Долго находиться в пьяном состоянии и не очень.
В гипнозе точно также. Человек может войти в лёгкий гипнотический транс лишь на несколько секунд. А может погрузиться в глубокий гипнотический транс на несколько часов. Самая глубокая стадия гипноза называется #сомнамбулизмом. Она характеризуется практически полной отрешённостью от внешнего мира и сопровождается сильными галлюцинациями (слуховыми, зрительными, вкусовыми, тактильными и пр.).
По нашей аналогии с алкогольным опьянением, пожалуй, это будет «белая горячка», когда сильно пьяному человеку начинает что-то мерещиться. Разумеется, до этой стадии допиваются далеко не все.
Точно также и с гипнозом: далеко не каждый может достичь стадии сомнамбулизма в гипнозе. Даже «одарённым» требуется некоторая тренировка. Однако многие люди, насмотревшись фантастики и/или эстрадного гипноза, представляют себе гипноз именно таким. Конечно, они ведь не знают специфики работы эстрадных гипнотизёров, которые специально подбирают в зале людей, способных погрузиться в глубокую стадию гипноза.
Считается, что таких людей примерно 10% от всего общества. Поэтому эстрадные гипнотизёры проводят, так называемый, тест на гипнабельность (об этом мы поговорим чуть позже), по которому и отбирают подходящих кандидатов для демонстрации трюков на сцене.
В гипнотерапии же, как правило, используются лёгкие стадии гипнотического транса, с которыми знакомы практически все люди на личном опыте. В эти стадии мы погружаемся по несколько раз на дню. Например, когда мы внимательно что-то читаем, мечтаем о чём-либо или вспоминаем что-то, то мы практически отключаемся от внешнего мира, погружаясь в мир воображения. В такие моменты внешний мир как будто перестаёт для нас существовать.
Таких примеров можно привести сколько угодно. И здесь несложно заметить, что продолжительность погружения в мир воображения имеет, как глубину (ведь мы можем, как очень ярко, так и не совсем ярко фантазировать), так и продолжительность (иногда мы погружаемся в этот мир лишь на секунды, а иногда на минуты или даже часы). И заметьте, зачастую мы грезим с открытыми глазами!
Конечно, одни люди способны воображать более ярко, чем другие. Те, у кого получается это лучше, можно назвать гипнабельными. Они будут способны погрузиться в более глубокие стадии гипноза, вплоть до сомнамбулизма. Тем же, у кого получается «плохо» воображать (обычно они отвлекаются, быстро переключаются с одного действия на другое и пр.) будет сложно погрузиться в глубокую стадию гипноза.
Однако это не значит, что у них вообще ничего не получится. Просто им нужна некоторая тренировка. К тому же лёгкую стадию гипноза для них никто не отменял. Между тем в гипнотерапии, как правило, используются лёгкие стадии гипнотического транса не только потому, что многие люди не способны погрузиться в глубокий гипнотический транс, но и потому, что лёгкого транса бывает вполне достаточно для того, чтобы решить проблему клиента.
Эстрадные гипнотизёры не могут позволить себе такую роскошь, поскольку у них другие задачи. Им нужно продемонстрировать именно сомнамбулическую стадию гипноза, в которой проявляются необычные феномены: например, человек не чувствует боли или находится в сильно напряжённом состоянии, в качестве «мостика» между двумя спинками стульев.
Для этого они и проводят, так называемые, тесты на #гипнабельность. Причём эти тесты очень простые. Например, зрителей просят сцепить две руки вместе и просят представить, будто они «склеились». Будто они не могут их разъединить. У тех зрителей, у которых руки действительно «склеиваются», и просят выйти на сцену для демонстрации.
Конечно, помимо этого гипнотизёры внимательно следят за состоянием демонстрантов, вернее, за их невербальными жестами (жестикуляцией рук и ног, мимикой, интонацией голоса и пр.). Дабы избежать обмана. Но это уже отдельный вопрос.
Учитывая вышесказанное, становится вполне понятно, что вхождение в глубокий гипнотический транс (под которым обычно многие люди и понимают гипноз) зависит не только от мастерства гипнотерапевта, но и от способностей самого клиента. Другое дело, что гипнотерапевт знает техники наведения транса. Тем не менее, это не гарантирует того, что абсолютно любой человек обязательно погрузится в глубокий транс.
Следует отметить, что по поводу вопроса о том, можно ли гипноз считать изменённым состоянием сознания, до сих пор в научных кругах ведутся споры. Дело в том, что научный подход требует строгой терминологии, основанной на серьёзной доказательной базе, зачастую вещественной. Так алкогольное или наркотическое опьянение принято считать #изменёнными состояниями сознания.
Показателем «изменённости» здесь может служить содержание алкоголя или наркотического вещества в крови, которые можно легко установить, сделав соответствующий анализ. В гипнозе же такие показатели установить практически невозможно. Во всяком случае, затруднительно.
Некоторые исследователи в качестве таких показателей предлагали использовать состояния нейронов головного мозга, которые обязательно будут отличаться от обычных состояний.
Но тут встал вопрос о том, что понятие «обычного состояния сознания» очень индивидуально для каждого человека. Для космонавта, например, невесомость – обычное состояние. Другими словами, нет универсального «обычного состояния сознания» одинакового для всех. Поэтому дискуссии по этому вопросу продолжаются.
Тем не менее, многие специалисты называют гипноз изменённым состоянием сознания. Конечно, в этом большой ошибки нет, поскольку речь идёт не о строгой научной терминологии, а о состоянии сознания, которое по сравнению с обычным состоянием сознания отличается от него, т.е. оно изменённое.
#Гипноз как манипуляция
Многие клиенты часто меня спрашивают о том, будут ли они помнить, что с ними происходило на сеансе гипноза. Причём такой вопрос звучит настороженно. Из-за опасения того, как бы им не внушили чего-то противоестественного, что в итоге принесёт им вред. Некоторые даже просят записывать на видео весь сеанс, чтобы потом посмотреть, не навредили ли им.
Милтон Эриксон (знаменитый американский психиатр и психотерапевт, основатель эриксоновского гипноза, по прозвищу «мистер Гипноз») писал по этому поводу: «Гипноз не имеет вредных эффектов и не может быть использован, вопреки утверждениям кинофильмов и таблоидов, для того, чтобы заставить кого-то совершить преступление…»
В одной из своих книг М. Эриксон описывает случай, как однажды он пытался навязать своей дочери свою волю, когда она находилась в гипнотическом трансе. В итоге она быстро вышла из транса. И потом ещё долгое время не могла погружаться в транс, потому что её бессознательный разум перестал доверять М. Эриксону. Знаменитому психотерапевту пришлось ещё изрядно потрудиться, чтобы заново выстроить доверительные отношения с дочерью.
М. Эриксон рассматривал гипноз как взаимодействие бессознательных разумов между пациентом и гипнотерапевтом. «Гипнотический транс, – писал М. Эриксон, – целиком и полностью принадлежит субъекту и основан на его собственном опыте. Единственное, что может оператор – это научиться предоставлять соответствующие стимулы, которые облегчают этот процесс».
М. Эриксон был уверен в том, что бессознательный разум любого человека всегда направлен на то, чтобы приносить максимальную пользу своему носителю. Поэтому попытки причинить вред пациенту изначально обречены на провал.
Почему же тогда люди причиняют себе вред? – можете вполне справедливо заметить Вы. На этот вопрос замечательно отвечает Майкл Япко (доктор философии, клинический психолог, терапевт по вопросам брака и семьи, директор Института М. Эриксона в Сан Диего).
Он пишет: «В гипнотических взаимодействиях нельзя переоценить роль свободы выбора. Известны обвинения гипноза в том, что с его помощью хороших людей заставляли делать плохие вещи, но такие обвинения не принимают во внимание собственных выборов, которые совершал человек (или не совершал, что тоже выбор).
В каждый момент времени человек в состоянии гипноза выбирает ослабить, углубить, поддержать или завершить гипнотический опыт. Нельзя заставить вас сфокусировать внимание, диссоциироваться или реагировать на внушения, что само по себе — ключевые компоненты гипноза. Вы можете сделать выбор приостановить свои суждения или принятие решений, но это ваш выбор, а не отказ от свободы воли.»
Это высказывание не только хорошо демонстрирует тот факт, что свобода выбора всегда находится в руках каждого человека, но и показывает, что в состоянии гипноза человек полностью отдаёт отчёт своим действиям, потому что находится в сознании, хотя оно и изменено.
Что же касается манипуляций с сознанием пациента в состоянии гипноза, которые многих пугают, то они всегда существуют среди людей.
А не только между гипнотерапевтом и пациентом. Опять прибегаю к словам М. Эриксона: «Меня обвиняли в манипуляции пациентами, и в ответ на это я сказал следующее: каждая мать манипулирует своим младенцем, если она хочет, чтобы он жил.
Каждый раз, когда вы приходите в магазин, вы манипулируете продавцом, чтобы сделать нужную покупку. И когда вы приходите в ресторан, вы манипулируете официантом. А учитель в школе манипулировал вами, заставляя учиться читать и писать. Фактически, жизнь представляет собой одну большую манипуляцию — она состоит из неё целиком».
Об этом же говорит в свой книге "Язык изменений" Пауль Вацлавик (известный австрийский и американский психотерапевт, один из основателей радикального конструктивизма): «Невозможно не оказывать влияния. Потому что любое общение предполагает ответную реакцию и поэтому является манипуляцией».
Однако манипуляции с одними людьми могут сделать нас здоровыми и счастливыми, например, как с Милтоном Эриксоном, в то время как с другими – больными и несчастными, как скажем, при общении с токсичными людьми. Вопрос лишь в том, чтобы научиться распознавать нежелательные манипуляции. В определённой мере этому искусству учит психология.
С уважением, Долгоновский Александр!