Найти в Дзене

К вопросу о развитии детского изобразительного творчества в дошкольной образовательной организации и семье

Оглавление
Автор: Мельникова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук; преподаватель Института; автор педагогической технологии «Графические способы изображения как средство формирования индивидуальной выразительности рисунка ребенка старшего дошкольного возраста»; член президиума Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»; член Оргкомитета и Большого жюри Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»
Автор: Мельникова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук; преподаватель Института; автор педагогической технологии «Графические способы изображения как средство формирования индивидуальной выразительности рисунка ребенка старшего дошкольного возраста»; член президиума Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»; член Оргкомитета и Большого жюри Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»

«В системе образования самых разных стран надо делать ставку на стратегию развития мотивации детей к познанию и творчеству. Вот ключевая задача – если ее выполнить, наши дети будут счастливы», —А.Г. Асмолов

Кто из родителей не хочет видеть своего ребенка счастливым? Какой воспитатель не понимает значимость эмоционального и психологического благополучия для воспитанников и не стремится создать такие условия? Наверное, ответ на эти вопросы очевиден.

ФГОС ДО, как основополагающий документ в системе первого уровня образования в нашей стране, одной из задач ставит задачу по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Какие же признаки характерны для ребенка дошкольного возраста, которые позволяют взрослому (педагогу, родителю) судить о том, что ему (ребенку) эмоционально комфортно, что ребенок испытывает, как говорит И.В. Дубровина, «внутренний душевный комфорт»? На наш взгляд, ребенок, прибывающий в таком состоянии может быть: активным или спокойным, веселым, увлеченным, общительным, креативным, т.е. проявляет положительные качества своей личности. Важными педагогическими условиями, способствующими проявлению этих качеств в изобразительной деятельности, по нашему мнению, могут выступать положительный эмоциональный фон деятельности и предоставление возможности выбора детьми материалов для воплощения задуманного в рисунке.

В исследованиях С.В. Погодиной раскрыта взаимосвязь компонентов творческой деятельности детей дошкольного возраста: мотив – замысел – идея - изобразительные действия - результат (как основные), внешние условия, социальная необходимость, личная цель, вдохновение (как сопутствующие компоненты). Следует обратить внимание, что на первом месте стоит мотив деятельности и это неслучайно – от того насколько ребенок будет заинтересован предстоящим процессом деятельности, «замотивирован», зависит получится ли результат действительно творческим.

На наш взгляд, в связи с этим, интересным видится подход с использованием созданной вместе с детьми интеллект-карты по теме предстоящего изображения. Интеллект-карта – это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, т.е. структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи. Интеллект-карты помогают: заменять традиционный текст, таблицы, графики и схемы, создать мотивацию, устроить «Мозговой штурм», генерировать идеи, планировать последующее изображение, упорядочить мысли, развивать ассоциативное мышление, и, наконец, в нашем случае, достичь интересного результата, который будет отличаться новизной и индивидуальной выразительностью.

Рассмотрим этапы создания интеллект-карты с детьми старшего дошкольного возраста на конкретном примере - тема рисования «Кошка».

-2

Этапы создания интеллект-карты

1. Центральный образ, передающий тему рисования

Лист бумаги желательно разместить горизонтально. В центре листа необходимо изобразить кошку. Изображение может быть нарисовано (достаточно условно) или можно использовать готовое изображение кошки, приклеив его. Центральный образ призван стимулировать воображение детей и вызывать ассоциации.

2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения

Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к объекту изображения. Каждая из ветвей может иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на «побеги», которые представляют подтемы.

Определив с детьми тему рисования, задать вопрос: «А кошки бывают какие?» Выберите цвет и нарисуйте первую толстую ветвь, отходящую от центрального изображения, как - будто это ветка отходит от ствола дерева. Ветви необходимо придать естественный изгиб, что визуально более привлекательно и повышает вероятность запоминания информации. Например, название основных ветвей может быть следующее: размер кошки, окрас, тип шерсти, пол, характер, действие, где живет, место нахождения в момент изображения. Каждая ветвь, для легкости восприятия детьми может быть подписана одной буквой. Например, основная ветвь «Окрас», подписана букой – «Ц» (цвет).

3. На каждой основной ветви – изображение второстепенных ветвей, которые характеризуют данную ключевую тему.

Можно оставить несколько «побегов» пустыми, что стимулирует познавательную активность детей. Например: основная ветвь – «Место нахождения в момент изображения», второстепенные веточки – «на коврике», «на окне», «на заборе», «на дереве», «на лавочке», «на диване» и др. Изображения можно нарисовать или выполнить аппликационно.

При желании можно добавить стрелки, соединительные линии между основными ветвями, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между ними.

Итак, когда интеллект-карта создана – можно приступать к рисованию. Каждый ребенок может придумать свой образ кошки, выбирая из предложенных характеристик. У кого-то это будет большой черный кот, пушистый, домашний, спящий на коврике, улыбающийся во сне (приём «Агглютинации»), а у кого-то – рыжая гладкошерстная кошечка, которая сидит на окне. Настроение ее мы не можем определить, так как она находится к нам спиной и смотрит на птичек, которые летают в небе и т.п.

Взрослый берет на себя роль Навигатора – показывает ребенку интересный путь, подсказывает и напоминает способы изображения, возможные варианты сочетания классических и неклассических техник, комбинирования различных материалов в одном рисунке, но пройти этот путь и реализовать свой замысел ребенок может сам!

Таким образом, применение интеллект-карты при организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста позволяет взрослому запустить механизм творческого поиска у ребенка, активизирует мыслительные процессы, развивает творческое мышление, позволяет создать каждому ребенку неповторимый выразительный образ в своем рисунке, применив усвоенные ранее, или найденные самостоятельно, изобразительно-выразительные средства. Данный подход способствует созданию положительной мотивации к познавательной и творческой деятельности, а значит дает возможность каждому воспитаннику самореализоваться.

В приложении представлены творческие работы воспитателей дошкольных образовательных организаций, выполненные в ходе курсов повышения квалификации на основе созданных интеллект-карт по теме «Кошка»:

-3
-4
-5
-6
-7

Автор поста выражает Вам благодарность за поддержку 👍🏻. Это сильно помогает в продвижении канала.

Какие у вас впечатления от статьи? Поделитесь в комментариях 🎨