Вернувшийся на родину летчик рассказал «Известиям» о своих дальнейших планах.
Фото: ИЗВЕСТИЯ / ПАВЕЛ ВОЛКОВ; 5-tv.ru
Владимир Путин сегодня в телефонном разговоре поблагодарил президента Турции Реджепа Эрдогана за содействие в обмене россиянина Константина Ярошенко на гражданина США Тревора Рида. Операция прошла накануне в аэропорту Анкары.
И западные СМИ назвали ее «экстраординарным дипломатическим маневром на фоне происходящего на Украине». Сам Ярошенко и его семья сегодня дали эксклюзивное интервью «Известиям». Пытки, лишение медицинской помощи, несправедливое обвинение и 12 лет в тюрьме — таким стало правосудие по-американски для российского летчика. Виктор Синеок подробнее.
Это его первое за 12 лет утро в России. И с тех пор, как спецборт доставил Константина Ярошенко в Москву он еще не сомкнул глаз. Впереди столько встреч, вопросов и объяснений. Но чтобы рассказать свою историю, российский летчик сначала едет в редакцию «Известий». И тут выясняется.
«У меня при себе нету никаких документов», — говорит летчик.
Эту формальность, конечно, уладили моментально, но интересен сам факт. Константина Ярошенко американцы передали российской стороне без каких-либо удостоверений личности. На кадрах обмена видно: американский поданный с собой в самолет волочит две большие сумки, у нашего летчика в руках только конверт и пакет с лекарствами. С собой никаких вещей.
Даже в студию «Известий» Ярошенко пришел в той же самой куртке, в которой летел. Ничего не успел купить и даже толком не выходил в город. Это его первое большое интервью. Именно нашим журналистам — Андрею Доброву, Виталию Воронину и Татьяне Бойковой — он рассказал, как узнал об обмене.
«В эту пятницу прошедшую я позвонил супруге. А она, чуть ли не плача, говорит: „Какой у тебя размер рубашки и штанов?“ Я говорю: „Что случилось?“ Она говорит: „Тебя возвращают“. Я, честно говоря, сам не поверил. Тем более в этой ситуации. Я не верил до того момента, пока не был на борту российского самолета», — поделился подробностями Ярошенко.
Эта история с самого начала была очень темной. Никаких подробностей, кадров из зала суда. И даже лица Ярошенко 12 лет никто за пределами американских тюрем не видел. Есть только кадры, как его в 2010 году задерживают в Либерии по подозрению в подготовке к ввозу наркотиков в США. По сути, его просто выкрали. Но перед этим, рассказал летчик, ему пришлось пройти через комнату пыток.
«Это не для слабонервных. Это как в фильмах ужасов. Стена засаленная, арматура торчит, шкафчик открывается со всякими железками. Посидел скованным. Стульчик без одной левой ножки. Пятки, почки, пытали, душили», — поведал пилот.
Потом еще били на американской базе и практически сразу начали предлагать сделку. Ярошенко должен был дать показания против Виктора Бута в обмен на смягчение приговора, но отказался. Причину потом по телефону пришлось объяснять жене.
«Я помню, как он ответил на этот вопрос. Я говорю, знаешь, у нас много друзей есть, которые сказали: «Может, ты пойдешь на сделку?» и «Почему ты не хочешь идти?» Он мне сказал: «Вика, а как я буду с совестью со своей жить дальше, когда я человека посажу на пожизненное?» — рассказала жена Константина.
Приговор был предельно жестоким. Дали 20 лет. Причем Ярошенко до последнего надеялся доказать невиновность. В деле были сомнительные доказательства. О наркотиках агенты, что вели запись, напрямую не упоминали. А сам он тогда почти не говорил по-английски. Но американские прокурор и судья быстро доказали, что российский летчик понимал, что собрался вести в США кокаин.
«Само понятие «правосудие» отсутствует в США. Одна ложь, фабрикация, фальсификация фактов. Прокурор, судья используют слова we are believe или looks like. То есть «мы верим, что Ярошенко что-то там сделал», — пояснил Константин.
Эта американская формулировка believe вполне созвучна с британской highly likely и с западным способом что-то доказывать в принципе.
Константин Ярошенко прошел очень сложный путь. За 12 лет его часто сажали в карцер, отказывали в лечении. Пока внезапно не поменяли на американского «хулигана». Бывший морпех Тревор Рид вряд ли будет оспаривать российский приговор за нападение на полицейских в пьяном виде, а вот российский летчик американское правосудие к ответу собирается призвать.
«Я бы хотел все-таки привлечь власти США к ответственности, если это, конечно, получится. С предоставлением всех фактов», — отметил Ярошенко.
Когда и как Константин потребует от США справедливости, пока не знает. Но теперь у него точно есть возможность этим заняться. А главное есть свобода и время. Вот только купит себе новые вещи и поговорит со всеми, с кем хотел все эти 12 лет.