Найти тему
Денис Мартынов

Самостоятельный ребенок – это какой?

Самостоятельный ребенок – это какой?

Я в аэропорту. Передо мной семья: Мама, бабушка и подросток лет восьми. На стойке регистрации паренек взял паспорта, протянутые сотрудником после регистрации, и самостоятельно зашагал в зону досмотра.

- Ты куда пошел! - воскликнула зазевавшаяся, «заботливая» мать – Я же тебе сказала, никуда от меня не отходи! Дай мне паспорта.

Частая картина. Меняются лишь декорации.

Как вырастить самостоятельного ребенка, что для этого нужно, на что обращать внимание?

Частая ошибка в воспитание, это сознательная или бессознательная вера Родителя в то, что Он знает лучше как правильно.

И когда ребенок совершает ошибку, звучат слова или безмолвные сигналы: А я тебе Говорил!\

Одна из древних мудростей в образовании, не помню источник и автора:

«Для воспитания Отцом сына, Отец должен позволять ребенку как можно раньше делать ЛЮБОЙ выбор и поддерживать Его в этом выборе, доже если Он знает, что это Тупиковый выбор»

Чем раньше мы начнем ребенку позволять делать выбор, тем безболезненнее будут эти выборы. Тем легче нам вместе с ребенком дойти до тупика, вернуться и сделать новый выбор. А, возможно, мы обнаружим, что это вовсе не тупик, а дверь, новый позитивный опыт, отличный от нашего взрослого.

А если ребенку запрещают делать выбор, то ему хочется выйти за эти рамки, отсюда и возникает бунт. Когда человек в клетке, Он рано или поздно вырывается и Его действия больше похожи на бунт, когда Он сам себе говорит: Я и то сделаю и Это сделаю, и мне за Это ничего не будет.

Выход на свободу из такого состояния всегда очень труден. Даже если клетка «золотая», разницы нет. Поэтому, родители, - не стройте эту клетку !

На практике воспитания детей это означает,

Если Я хочу, чтобы ребенок вырос самостоятельным, то моя основная цель все время на эту самостоятельность работать.

Часто родители, особенно маленьких детей, хотят, чтобы ребенок был не самостоятельным, а послушным. Идеально, чтобы пока он маленький с нами, он был послушный, а потом, когда вырос, стал самостоятельным. Так не бывает, Одно в Другое не переходит.

Работать на самостоятельность, это значит, какие-то вещи потерпеть, Ребенок так, своим способом нащупывает свою жизнь, познает свою самость.

Самостоятельность очень трудно вырастить, практически невозможно, после послушания !

Ребенку с самого рождения важно дать право на самостоятельность. Позволить проявляться. Чем раньше мы это дадим, тем раньше у нас зрелый ребенок.

Самостоятельный ребенок это тот,

- который задумывается над тем, почему я делаю то или иное. Ему не все равно что он делает сейчас, даже если многие взрослые кругом утверждают, что Это правильно!

- который сам думает

- который считывает свое мнение и проявляется

И такой самостоятельности у нас на самом деле мало.

Александр Иванович Тубельский, известный педагог, в своей школе Самоопределения провел такой эксперимент. Он зашел в класс первый, пятый и девятый. Нарисовал перед учениками на доске маленький кружок , треугольник и квадрат и попросил класс в течении урока заполнить доску такими же фигурами.

Дети по-разному заполняли эту доску!

Но интереснее всего не то, как они начали заполнять, а то что первыми спросили «Зачем мы это делаем?» ученики первоклассники.

С большим отставанием по времени спросили пятиклассники.

А девятиклассники до самого конца заполняли доску фигурками, сказали – значит надо.

Т.е. к девятому классу уже формируется разность между тем, что есть моя жизнь и есть не моя жизнь (школьная).

Так у ребенка, а потом и взрослого появляется система ценностей, но Он чувствует, что эти ценности не Его, а навязанные извне.