На мой взгляд, это один из самых красивых и интересных домов Москвы. Но, увы, такая красота скрыта за жутким ТЦ Новинский, который своим фасадом подавляет всякое желание находится рядом.
Дом Наркомфина - это подлинный памятник жилой архитектуры конструктивизма. И не смотря на то, что был построен в 1930, даже сейчас он выглядит новаторским и экспериментальным.
Немалая заслуга в таком сильном впечатлении - это, конечно, реконструкция дома, преобразившая обшарпанное разваливающееся строение грязно-желтого цвета с черными пятнами отвалившейся штукатурки в белоснежный прекрасный дом, поражающий своими четкими лаконичными линиями, формами, пропорциями и ритмом.
Дом был построен в 1928—1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса и инженера Сергея Прохорова для работников Народного комиссариата финансов СССР. Гинзбург желал преобразить жилое пространство, взяв самое лучшее от дореволюционного доходного дома и оптимизировав его под нужды советского человека, добившись при этом максимально эффективных параметров использования объема жилого пространства при сохранении его комфортности.
Дом Наркомфина иногда ошибочно называют «домом-коммуной», однако сам Гинзбург жестко критиковал последнюю: «...конвейер, по которому течет здесь нормированная жизнь, напоминает прусскую казарму <...> Нет нужды доказывать абстрактную утопичность и ошибочную социальную сущность всех этих проектов».
Жизнь в доме нового типа не предполагала навязывания фиксированного распорядка дня, но должна была «способствовать быстрейшему безболезненному переходу к более высоким формам хозяйства».
Дом Наркомфина состоял из жилого и коммунального корпусов, соединенных теплым навесным переходом. В коммунальном корпусе располагались кухня, столовые, спортзал, детский сад и библиотека. Также планировалось, что рядом будет построен второй жилой дом с большими квартирами, но, увы, до реализации дело так и не дошло.
Одна из самых ярких черт дома - это его воздушность и невесомость, благодаря тому, что дом опирается на колонны и приподнят над землей, обеспечивая свободный проход во двор. Сам двор раньше представлял собой густой парк: помимо оставшихся усадебных садов, сюда пересадили деревья с реконструированного Садового Кольца (которых там до сих пор неприлично мало).
Архитектура дома Наркомфина была настолько необычной и новаторской, особенно по сравнению с окружающий застройкой того времени, что сам Ле Карбюзье захотел увидеть его воочию.
Внутренняя планировка представляла собой около десятка типов одно- и двухуровневых квартир различных по площади. Как и предполагалось все жильцы нового дома были представителями высшей советской номенклатуры – наркомы, их заместители и прочие начальники начальников.
Увы, вместе с этим начали рушиться мечты о «более высоких формах хозяйства». Как выяснилось, советская номенклатура не горела желанием социализироваться: многие содержали домработницу, еду покупали в столовой, но есть предпочитали у себя в квартире, галерею, предназначенную для встреч и общения превратили в места для сушки белья и кладовки.
Многие критики сходились во мнении, что идеи Гинзбурга опережали свое время, а потому и не были приняты. Ироничным доказательством стало то, что, спустя 4-8 лет большинство жильцов были осуждены и расстреляны как враги народа, а идеи коллективизма и феминизма, заложенные в проект дома, были отвергнуты как левацкие и троцкистские. Жильцы квартир сменялись друг за другом в результате «чисток», и с каждой такой «чисткой» понижался и социальный статус жильцов. Многие квартиры были переделаны в коммуналки, а позже и вовсе заброшены.
Бурное строительство домов рядом с домом Наркомфина полностью исказило пространство вокруг и нарушило задуманную композицию. Бело-красный авангардный фасад был выкрашен в желтый цвет. Дом ветшал с каждым годом. Капитальный ремонт ни разу не проводился, т.к. после войны не нашли ни чертежей здания, ни коммуникаций, ни водоснабжения.
Попытки реставрации были, но каждый раз, что-то мешало. Одной из причин было отношение московских властей в лице Лужкова к эпохе авангарда. Во время открытия монструозного ТЦ «Новинский пассаж» наш Пасечник радостно заявил: «Какая радость, что в нашем городе появляются такие замечательные торговые центры, не то, что этот мусор», указав на дом Наркомфина.
Лишь в 2017 году за дом основательно взялись, и теперь он снова радует глаз. Еще до оканчания реставрации все квартиры были раскуплены, а новые жильцы могут снова попробовать перейти к более высоким уровням хозяйства.
Кстати, по дому Наркомфина проводятся экскурсии, так что есть возможность посмотреть его не только снаружи, но и изнутри)
#архитектура москвы #конструктивизм #история москвы #пешком по москве #гуляем по москве #прогулки по москве #интересные места москвы #необычные дома #экскурсии по москве #интересные места москвы