Американский писатель-фантаст Дэн Симмонс у нас более всего известен такими произведениями, как «Террор» (сериал не так давно вышедший, не вызвал взрывного интереса к книге только по той причине, что она и так была популярна) и фантастическая тетралогия «Гиперион». Но лично в моих читательских предпочтениях, на первое место я бы поставил роман «Лето ночи».
Это первый и центральный роман авторского цикла Дейл Стюарт/Майкл О’Рурк: за ним следуют два «полноценных» продолжения - «Зимние призраки» и «Дети ночи», а также еще несколько романов, где повзрослевшие герои «Лета ночи» задействованы частично. У нас это произведение издавалось неоднократно (последний раз «Азбукой» в 2019-ом), но вот лет пять назад я покупал книгу «с рук» на интернет-аукционе, тираж как-то быстро ушел из магазинов.
Нашел я это произведение по отзыву, кажется, на ЛивЛибе и что, интересно, отзыв был иронический и скорее отрицательный. Его автор упирал на вторичность «Лета ночи» по отношению к романам «Вино из одуванчиков» Брэдбери и «Оно» Стивена Кинга – последнее сравнение меня наиболее заинтересовало. Что же, «Вино из одуванчиков» я пока еще как-то не успел прочитать, но, что касается параллелей с «Оно» - их трудно не заметить. Но между тем, при все этом, роман Симмонса самостоятельный и самодостаточный.
Итак, начало лета 1960-го (в «Оно» 1958 год), маленький городок Элм-Хейвен, в котором группа из семи шестиклассников (за исключением двоих – Майкл второгодник, сидит в пятом классе, а Лоренс в младших классах), шесть мальчиков и одна девочка, противостоят хтоническому Злу. Зло, впрочем, почти оригинальное, а еще связано с темными ритуалами самих Борджиа, да, тех самых Римских пап, из которых наиболее известен второй – Александр VI, он же зловредный Родриго Борджиа. У Зла есть подмастерья из местных, и, это, хм, несимпатичные (и даже частью не живые) учителя городской Старой школы, во главе с директором, а само здание школы здесь и вовсе цитадель абсолютного Зла.
Нет, не то чтобы Симмонс противник учителей и все они у него плохие, просто здесь в школе окопалась «секта», состоящая в частности из директора, двух учительниц, школьного сторожа Карла Ван Сайка (эдакого злобного «брата-близнеца» Вилли из «Симпсонов»), плюс еще один учитель - «пенсионер», если можно так выразиться.
«Велосипедный патруль» (так называют свою компанию герои) не похож на «Клуб неудачников» уже тем, что это для начала вовсе не неудачники. Хотя их социальный состав неоднороден – от «богача» Кевина и сыновей обеспеченного служащего Дейла и Лоренса до, в принципе, бедных Майкла О'Рурка и Дуэйна. Компания эта старая, спаянная дружбой по классу, «сборка» более логичная, чем ребята из «Оно».
Если проводить сравнение с героями «Оно», то есть несколько «пробелов» в раскрытии основных персонажей. Стивен Кинг полностью раскрывает всех членов своего «Клуба неудачников» - Билла, Ричи, Бена, Эдди, Майкла, Беверли – за исключением, пожалуй, Стена, вот о нем совсем немного на фоне остальных. Симмонс несколько пренебрег тремя персонажами – ничего нет о Кевине Грумбахере, чуть-чуть о Лоренсе Стюарте (самого маленького и забыли) и серьезно обойдена авторским внимание единственная девочка – Корди (Корделия) Кук. Этих трех персонажей в отличии от Дейла, Майкла, Дуэйна и Джима Харлена, у которых есть собственные главы, мы видим лишь со стороны (действие ведется от третьего лица, но есть главы, сконцентрированные на определенном герое).
И вот если «пробелы» с Кевином и Лоренсом еще можно понять, дескать, мальчишек и так много, то вот за Корди прямо обидно. Персоналия эта очень занимательная. Само собой, напрашивается сравнение с Беверли Марш, но не совсем верно - Корди скорее Гекльберри Финн XX-го века, в девичьем обличье. К слову, в «Оно» я никак не мог понять причин одиночества и изоляции Беверли. Если, скажем с Беном все ясно – он толстый и замкнутый, то у Беверли-то нет проблем с внешностью и коммуникабельностью. То, что она из простой бедноватой семьи, никак не объясняет того факта, что у нее нет ни одной подруги и она поэтому вынуждена тусить с мальчишками. В классе все такие богачки? А как же соседские девчонки, если она живет в многоквартирном доме?
С этой стороны Корди Кук, несмотря на недосказанность, героиня более логичная. Как противовес той же Беверли – подчеркнута некрасива, даже неряшлива, плохо учится, но далеко не глупа. И ее семья уже не просто бедна, а настоящее американское «белое отребье», живут они, правда не в трейлере – в лачуге возле свалки. Папаша у Корди, в отличии от отца Беверли, прости тихий алкаш – в данном случае это неплохо. Так что, отсутствие у Корди подруг… объективно, впрочем, они ей и не нужны в силу характера. Собственно, и стартует «Лето ночи» со зловещего исчезновения младшего брата Корди – Табби Куку, который попался Злу первым.
Корди не уступает в силе духа лидеру группы – Майклу О’Рурку и перед ней пасует даже местный хулиган Ка-Джей Конгден – тоже своего рода вполне узнаваемая параллель с Генри Бауэрсом, антигероем «Оно», пожалуй, даже покруче будет. Он со своим папашей представляет некий «полуперевертыш» в сравнении с кинговской семьей Бауэрсов, для не читавших роман вопрос об их принадлежности к Злу оставлю открытым.
И, наконец, отличие от Кинга, которое понравится далеко не всем читателям – прямо посреди сюжета группа ребят теряет безвозвратно одного из своих членов. В общем, роман заслуживает того, чтобы перечитать его не раз.